Мини-рецензия на аниме "«Сэн или таинственное исчезновение Тихиро», более известное в нашем прокате, как "Унесённые призраками"
читать дальше

Хаяо Миядзаки – культовая фигура для того, кто плывёт в безбрежном океане Аниме. Знаковый символ, обозначающий, что история, рассказанная им, обязательно будет красивой и необычной. Даже если начинается с банальной сцены. Обычная машина едет по самой обычной дороге. А на заднем сиденье лежит ничем ни примечательная девочка, обнявшая ворох ярких цветов. «Первый в жизни букет, и тот на прощание». Именно эту фразу мы слышим одной из первых в фильме. Видя это, не верится, что «Унесённые призраками» числятся в списках величайших анимационных фильмов. Чем же сумела покорить сердца привередливых зрителей эта девчонка, ставшая главной героиней грядущей истории?
Начало не предвещает бурь. Впрочем, уже скоро вдумчивый зритель получает повод весьма напрячься. Хорошие произведения изобилуют ненавязчиво поданными уроками. И первый из них нам преподадут в пустом городе. Родители беззаботно набирают горячую экзотическую еду, твёрдо веря, что платежеспособны. И лишь Тихиро тревожится, словно знает точно: что-то пойдёт не так. Действительно, вера в толщину своего кошелька греет множество людей до того скорбного момента, когда кошелёк оказывается бесполезным. Видя происходящее, достаточно спросить: «Нужны ли духам деньги?» И тут же, смеясь, ответить: «Нет, духам деньги не нужны!» Но Тихиро ведь от этого не легче. Она-то, в отличие от нас, не в заочной школе. Один вид превращающихся в свиней родителей может свести с ума кого угодно. А тут вдруг в городе оживают его ранее невидимые жители. И это вовсе не люди. Приходится убегать, чтобы потом, далеко впереди, твёрдо поклясться: «Мама, папа, я вас обязательно спасу, только, пожалуйста, не толстейте, а то вас съедят!»

Но пока Тихиро саму надо спасать. Она несётся в темноте и одиночестве. Она белая пушинка в чёрном вихре. Она песчинка среди оживающих камней. Есть только один выход – послушаться совета прекрасного незнакомца, ещё не зная, можно ему верить или нет. Здесь героиня являет собой второй важный урок. Оказавшись в чужом мире, не мни себя осью Вселенной, вокруг которой гигантской каруселью надлежит крутиться всему остальному. Следует стать частичкой непонятного организма, превратиться в его шестеренку, встроиться деталью, которая приносит хоть и небольшую, но пользу. И чем больше от тебя пользы в этом организме, тем мягче станут обращаться с этой шестерёнкой, чаще смазывать, больше беречь. А ненужные детали мигом выбрасывают на помойку, даже если каждая из них в душе считает себя самой важной. Той, без которой всё остановится.
Впрочем, есть некое, что отделяет любого работника купален от бездушной шестерёнки. Это имя. Не зря девочку теперь именуют Сэн. Не зря Хаку предупреждает: «Если забудешь своё имя, то не сможешь вернуться домой». То, как тебя именуют в купальне является ярлыком, знаменуя твою текущую деятельность, только загляни в его суть. «Юбаба» означает «Ведьма из купален». «Камадзи» можно перевести, как «Дед-котелок». Настоящее же имя является ключиком к выходу из странного мира. И Хаку, вспомнив, что он «Нигихаями Кохакунуси» - «Хозяин янтарной реки», получает надежду на освобождение. Ведь он явился сюда по доброй воле: «Драконы все добрые. И глупые».
Тихиро/Сэн в отличие от Хаку колдовством себя никак не проявит. Но её магией являются качества настоящего человека. В тени мамы и папы это немного капризная и весьма депрессивная девчонка, но лишь наступают трудности, и всё лучшее, что в ней пряталось, лезет наружу. «Одним волшебством-то много не сделаешь…» Именно проявлением ярких человеческих качеств она завоёвывает души и духов. Сердитая Рин уже через несколько дней превращается в заботливую подругу, Хаку готов помочь в любой ситуации, малыш Бо после путешествия уважает её едва ли не сильнее своей могущественной матушки и даже огромный и ужасный Безликий не в силах ни напугать её, ни поглотить, превращаясь в смиренного спутника.
Внимательный зритель, для которого эта лента не стала первой в творчестве Миядзаки, непременно заметит, что из фильма в фильм переходят мелкие детали, странные вещицы, запоминающиеся существа типа белколисы. Будут такие и здесь. Трудолюбивые комочки в кочегарке, подгоняемые криком «Снова хотите стать кусочками сажи?!», - это, конечно же, знаменитые Чёрные Чернушки, знакомые нам по картине «Мой сосед Тоторо». Удивительно из кусочков, подсмотренных в разных фильмах, слагать мозаичную картину великого мира, пронизывающего множество параллельных пространств. Проявилась и любовь Миядзаки к технике. Правда, здесь мы не увидим стимпанковских летательных аппаратов. Зато встретим необычный поезд с призрачными пассажирами, на котором вместе с героиней проедем шесть станций.
Завоевав симпатию и зрителей, и жителей купален, Тихиро незаметно обзавелась настоящей армией, готовой встать на её защиту. И страшная Юбаба к концу сюжета уже не выглядит чем-то непередаваемо злым и несравненно опасным. Теперь она вынуждена играть по правилам, которые приведут её к поражению, но подарят Тихиро и её родителям свободу. Путь вперёд пройден. Пора поворачивать. Обратная дорога открыта. Нужно лишь помнить последнее напутствие «Теперь иди и не смотри назад».

Проход через туннель и таинственный зал ожидания магического вокзала забирает воспоминания о времени, проведённом в потустороннем мире. Хорошо или плохо то, что Тихиро забудет о своём путешествии в страну духов? Кажется, воспоминания – это бесценная копилка, из которой можно бесконечно черпать материал для всевозможных красочных рассказов. Но смогла бы жить Тихиро спокойно, оставь ей магическая купальня память о себе? Мне кажется, что Тихиро немедленно принялась бы выискивать деньги, чтобы передать их Рин, мечтающей покинуть замкнутый мир купальни и отправиться куда-то в открытую вселенную. И, быть может, когда-нибудь в тяжёлые минуты взрослой жизни Тихиро захочется сбежать обратно. Туда, где правила уже известны и понятны. И всё же многим зрителям наверняка кажется, что Тихиро неизбежно будет сталкиваться с отголосками запредельного мира. В снах или видениях. И смутный образ Хаку в облике дракона ли, человека ли, станет сопровождать её по всей линии жизни, подвигая нас к замечательной фразе, один из переводов которой гласит: «Встречи невозможно забыть, но их бывает трудно вспомнить…»
И вот здесь уже кроется явный плюс для каждого из нас. Кто теперь скажет, что мы сами не бывали в удивительных и загадочных мирах по ту сторону реальности? Просто их трудно вспомнить. Просто для этого ещё не пришло нужное время.
читать дальше

Хаяо Миядзаки – культовая фигура для того, кто плывёт в безбрежном океане Аниме. Знаковый символ, обозначающий, что история, рассказанная им, обязательно будет красивой и необычной. Даже если начинается с банальной сцены. Обычная машина едет по самой обычной дороге. А на заднем сиденье лежит ничем ни примечательная девочка, обнявшая ворох ярких цветов. «Первый в жизни букет, и тот на прощание». Именно эту фразу мы слышим одной из первых в фильме. Видя это, не верится, что «Унесённые призраками» числятся в списках величайших анимационных фильмов. Чем же сумела покорить сердца привередливых зрителей эта девчонка, ставшая главной героиней грядущей истории?
Начало не предвещает бурь. Впрочем, уже скоро вдумчивый зритель получает повод весьма напрячься. Хорошие произведения изобилуют ненавязчиво поданными уроками. И первый из них нам преподадут в пустом городе. Родители беззаботно набирают горячую экзотическую еду, твёрдо веря, что платежеспособны. И лишь Тихиро тревожится, словно знает точно: что-то пойдёт не так. Действительно, вера в толщину своего кошелька греет множество людей до того скорбного момента, когда кошелёк оказывается бесполезным. Видя происходящее, достаточно спросить: «Нужны ли духам деньги?» И тут же, смеясь, ответить: «Нет, духам деньги не нужны!» Но Тихиро ведь от этого не легче. Она-то, в отличие от нас, не в заочной школе. Один вид превращающихся в свиней родителей может свести с ума кого угодно. А тут вдруг в городе оживают его ранее невидимые жители. И это вовсе не люди. Приходится убегать, чтобы потом, далеко впереди, твёрдо поклясться: «Мама, папа, я вас обязательно спасу, только, пожалуйста, не толстейте, а то вас съедят!»

Но пока Тихиро саму надо спасать. Она несётся в темноте и одиночестве. Она белая пушинка в чёрном вихре. Она песчинка среди оживающих камней. Есть только один выход – послушаться совета прекрасного незнакомца, ещё не зная, можно ему верить или нет. Здесь героиня являет собой второй важный урок. Оказавшись в чужом мире, не мни себя осью Вселенной, вокруг которой гигантской каруселью надлежит крутиться всему остальному. Следует стать частичкой непонятного организма, превратиться в его шестеренку, встроиться деталью, которая приносит хоть и небольшую, но пользу. И чем больше от тебя пользы в этом организме, тем мягче станут обращаться с этой шестерёнкой, чаще смазывать, больше беречь. А ненужные детали мигом выбрасывают на помойку, даже если каждая из них в душе считает себя самой важной. Той, без которой всё остановится.
Впрочем, есть некое, что отделяет любого работника купален от бездушной шестерёнки. Это имя. Не зря девочку теперь именуют Сэн. Не зря Хаку предупреждает: «Если забудешь своё имя, то не сможешь вернуться домой». То, как тебя именуют в купальне является ярлыком, знаменуя твою текущую деятельность, только загляни в его суть. «Юбаба» означает «Ведьма из купален». «Камадзи» можно перевести, как «Дед-котелок». Настоящее же имя является ключиком к выходу из странного мира. И Хаку, вспомнив, что он «Нигихаями Кохакунуси» - «Хозяин янтарной реки», получает надежду на освобождение. Ведь он явился сюда по доброй воле: «Драконы все добрые. И глупые».
Тихиро/Сэн в отличие от Хаку колдовством себя никак не проявит. Но её магией являются качества настоящего человека. В тени мамы и папы это немного капризная и весьма депрессивная девчонка, но лишь наступают трудности, и всё лучшее, что в ней пряталось, лезет наружу. «Одним волшебством-то много не сделаешь…» Именно проявлением ярких человеческих качеств она завоёвывает души и духов. Сердитая Рин уже через несколько дней превращается в заботливую подругу, Хаку готов помочь в любой ситуации, малыш Бо после путешествия уважает её едва ли не сильнее своей могущественной матушки и даже огромный и ужасный Безликий не в силах ни напугать её, ни поглотить, превращаясь в смиренного спутника.
Внимательный зритель, для которого эта лента не стала первой в творчестве Миядзаки, непременно заметит, что из фильма в фильм переходят мелкие детали, странные вещицы, запоминающиеся существа типа белколисы. Будут такие и здесь. Трудолюбивые комочки в кочегарке, подгоняемые криком «Снова хотите стать кусочками сажи?!», - это, конечно же, знаменитые Чёрные Чернушки, знакомые нам по картине «Мой сосед Тоторо». Удивительно из кусочков, подсмотренных в разных фильмах, слагать мозаичную картину великого мира, пронизывающего множество параллельных пространств. Проявилась и любовь Миядзаки к технике. Правда, здесь мы не увидим стимпанковских летательных аппаратов. Зато встретим необычный поезд с призрачными пассажирами, на котором вместе с героиней проедем шесть станций.
Завоевав симпатию и зрителей, и жителей купален, Тихиро незаметно обзавелась настоящей армией, готовой встать на её защиту. И страшная Юбаба к концу сюжета уже не выглядит чем-то непередаваемо злым и несравненно опасным. Теперь она вынуждена играть по правилам, которые приведут её к поражению, но подарят Тихиро и её родителям свободу. Путь вперёд пройден. Пора поворачивать. Обратная дорога открыта. Нужно лишь помнить последнее напутствие «Теперь иди и не смотри назад».

Проход через туннель и таинственный зал ожидания магического вокзала забирает воспоминания о времени, проведённом в потустороннем мире. Хорошо или плохо то, что Тихиро забудет о своём путешествии в страну духов? Кажется, воспоминания – это бесценная копилка, из которой можно бесконечно черпать материал для всевозможных красочных рассказов. Но смогла бы жить Тихиро спокойно, оставь ей магическая купальня память о себе? Мне кажется, что Тихиро немедленно принялась бы выискивать деньги, чтобы передать их Рин, мечтающей покинуть замкнутый мир купальни и отправиться куда-то в открытую вселенную. И, быть может, когда-нибудь в тяжёлые минуты взрослой жизни Тихиро захочется сбежать обратно. Туда, где правила уже известны и понятны. И всё же многим зрителям наверняка кажется, что Тихиро неизбежно будет сталкиваться с отголосками запредельного мира. В снах или видениях. И смутный образ Хаку в облике дракона ли, человека ли, станет сопровождать её по всей линии жизни, подвигая нас к замечательной фразе, один из переводов которой гласит: «Встречи невозможно забыть, но их бывает трудно вспомнить…»
И вот здесь уже кроется явный плюс для каждого из нас. Кто теперь скажет, что мы сами не бывали в удивительных и загадочных мирах по ту сторону реальности? Просто их трудно вспомнить. Просто для этого ещё не пришло нужное время.
Насчет концовки с потерей памяти - надежда есть, конечно, на мой взгляд.
Но все-таки иногда я чувствую что маловато создается историй, где необычные события служат не приключением, имеющим начало и конец, а переломным моментом, после которого все уже никак не может быть иначе. Потому что в жизни, если ты влез в зону большей активности и ответственности, то чаще всего, вырулив, приходится держаться на этом или даже более высоком уровне.
Видимо, маркетинговые требования. История должна быть такой, чтобы народ готов был платить деньги за продолжение. Переломный момент же обычно ставит точку на старом, открывая дорогу в новое. Но он такой один. В продолжении его не повторить. Поэтому его заменяют приключением, где герой просто идёт от точки А к точке Б.
Потому что в жизни, если ты влез в зону большей активности и ответственности, то чаще всего, вырулив, приходится держаться на этом или даже более высоком уровне.
В жизни тоже можно нырнуть обратно. Пример, Поль Гоген, добившийся успеха брокером, но рванувшим к спокойной жизни в искусстве. В литературе эта тема хорошо зафиксирована Джеком Лондоном "Время-не-ждет", где главный герой во времена Золотой Лихорадки ввязывался во всё, чтобы побеждать. А потом вдруг понял, что жизнь проходит мимо. И вдруг с какой-то даже лёгкостью бросил всё. Да и в булгаковском "Мастере и Маргарите" есть этот мотив, когда относительно Мастера говорится "Он не заслужил света, он заслужил покой". Он вошёл в зону, но не стал мучеником или страстотерпцем. То есть, оказавшись на арене между Светом и Тьмой, не стал держаться на уровне. Поэтому по окончании всего он просто покинул зону событий, и ему отвели спокойное место. Конечно, относительно Мастера моё утверждение спорно, но я его почему-то отношу именно к этим случаям.