Покинул наш мир Анатолий Алексин.
Я давно уже не следил ни за ним, ни за его книгами.
Меня нельзя записать в поклонники его творчества, но так как всю жизнь предпочтение отдаю детской литературе, с его книгами, конечно же, знаком.
Мне не нравились его герои. Все до одного они у него прилизанные и лаковые. Без пылинки на ботинке.
Такие не то что в носу, и в ухе ковыряться не станут.
И речь у них плавная, напоминающая лозунги. Я бы в жизни не смог так говорить.
И даже если по сюжету нужен хулиган, то он не отбирает мелочь у малышей и не бьёт слабаков за школой. Он даже не пьёт пиво и не курит. Он просто подшучивает над другими так, что те стесняются ему ответить. Будто не существует в мире злобной угрюмой шпаны, а есть такой весь из себя бунтарь-одиночка. И школьная жизнь - ну прям декоративная раскрашенная шкатулка, которая иногда становится даже музыкальной.

Но вот чего у Алексина НЕ отнять, так это того, что он берёт и ставит перед лаковым героем проблему. Сложную. Такую, которую и нормальный взрослый решит не всегда.
И лаковый герой скрипит, страдает, меняется (оставаясь лаковым и не приобретая пылинки на ботинки), но в конце принимает важное решение, которое проблему решает.
И это здорово.
Потому что проблему юный читатель может и не понять. Пока не вырастет до взрослого состояния и не столкнётся с подобной.
И вот тогда реальный читатель... далеко не лаковый, в рваных ботинках, со шмыгающим носом, с мрачными мыслями в голове, где дуют ветра тревоги, с косноязычной речью и вялыми мозгами... он тоже решает эту проблему. Быть может, в том числе и потому, что когда-то прочитал, как решил эту проблему кто-то другой, донельзя на него непохожий.
В этом ценность произведений Анатолия Алексина.

Наверное, мне больше всего запомнилась "Очень страшная история..." Теперь я думаю, что у этого названия двойное дно. И страшна история не потому, что героям довелось оказаться в страшном месте, а то, что в страшное место их целенаправленно завёл один из них. И неприятно, а может быть даже и страшно было размышлять, что же теперь с ним таким вот делать. Как дальше-то жить в одном с ним мире?

Оказывается, писатель уехал из страны в 1993 году.
На мой взгляд, решение мудрое.
Он как-то сразу ухватил, что кончилась та страна, где хотя бы теоретически могли жить те лаковые герои, поступками которых он учил жизни реальных детей.
А "Брат" и "Брат-2" он бы сочинять не стал.