понедельник, 10 августа 2015
В тот момент, когда появились частные издательства, поток фэнтази хлынул практически водопадом, сметая на пути всю иную литературу (ну, разве что, кроме детективов). Тонюсенькие ручейки мигом превратились в полноводные реки. Первым успел "Северо-Запад", который выкинул на рынок красивую серию "Fantasy". Первые выпуски были в картонных обложках, но издатели быстро сориентировались на единообразие и перевыпустили уже изданное в суперобложках. Это была далеко не единственная серия, но печаль заключалась в том, что произведения в разных сериях дублировались. А зачем мне десять вариантов "Хроник Амбера"? Поэтому из всех серий у меня собрано всего четыре. И "Северо-западная" была в приоритете. Один из начальных томов назывался "Глаза чужого мира".
Джек Вэнс - "Глаза чужого мира"
Сейчас я отлично понимаю, что издатели подходили к работе по-простому. Из-за границы доставлялись разрозненные томики фэнтази, которые скороспешно переводились. Не хватало томиков, на ходу произведения писали отечественные фантасты, прячась за иностранными псевдонимами. Это обусловило странное положение дел, когда рядом с признанными шедеврами оказались практически мусорные произведения.
"Глаза чужого мира" мне похвалить не за что. В основе сюжета злоключения мелкого воришки Кугеля, который, явившись к волшебнику, чтобы грабануть самое ценное, оказывается в плену. Волшебник забрасывает его на край света, дабы раздобыть чудесную линзу, являющую картины чужого мира (предтеча виртуальной реальности, где весь мир прячется в привлекательном аватаре).
Лично мне Кугель страшно несимпатичен. Любой, кто оказывается в зоне его влияния, будет использован и выброшен или продан в рабство, если вообще останется в живых. К цели юный воришка двигается по головам, и мёртвых голов к концу сюжета наберётся немало. "Кугель" в переводе с немецкого "шар". Вот и катится такой колобок по незатейливому сюжету. Только если он повстречает зайца, то не станет обманывать его, а уведёт с собой, чтобы скормить волку. И волка утянет в своей компании, потому что впереди ждёт медведь. Значит, волка ему и скормим, да так, чтобы миша подавился. В финале автор как бы наказывает героя: волшебник, которого Кугелю всё же удалось пленить, уже не в силах ничего сотворить, и Кугель сам становится волшебником, но заклинание читает столь небрежно, что повторно вызванный демон забрасывает Кугеля обратно. В исходную точку, от которой когда-то начались его злосчастные странствия.
От главного персонажа у меня осталось мерзкое впечатление. Всё-таки привык видеть в книгах благородных героев. Меня удивило лишь то, что в "Википедии" есть статья о данной повести. Более того, странствия Кугеля настолько захватили народ, что в 1974 году Майкл Ши написал авторизованное продолжение приключений Кугеля — «В поисках Симбилиса», а в 1983 Джек Вэнс написал свое собственное продолжение. И судьба Кугеля побежала по двум альтернативным дорожкам.
Мой вердикт - ерунда. Читать не стоит. Разве что Вы окажетесь на необитаемом острове, и (чтобы скоротать многолетнее ожидание корабля) в Вашем распоряжение будет лишь эта повесть. Возможно, перечитав её бессчётное количество раз, Вы откроете в Кугеле невиданные беспримерные качества и тоже захотите написать собственное продолжение.
Как встретимся, вручу тебе двухтомник с переводом, который мне наиболее нравится.