Несмотря на обилие мультипликационной продукции, в которой теперь большую часть черновой работы выполняют компьютерные программы, кризис жанра не наступает. И каждый год появляется красиво исполненный сюжет, который не назовёшь проходным. О котором хочется поговорить. Впечатления от которого врезаются в память. "Хранители снов" (Rise of the Guardians) безусловно достойны занять место в этом ряду.
мини-рецензия (всё, как обычно)

Завораживает самое начало. Тёмный ночной холодный заснеженный лесной мир, меж которого затянутое льдом пространство. Из светлого только огромный шар невероятно красивой Луны. Герой делает первые шаги, заброшенный в новую жизнь, о которой ещё ничего неизвестно. И, глядя на экран, вместе с ним силишься ответить на вопросы "Где я?" и "Кто я?" Кроме имени герой ничего не знает. А имя ему - Ледяной Джек. Имя, волшебный посох, замораживающий всё, что угодно, и возможность летать. Для начала новой жизни совсем неплохо. Наблюдая за Джеком, чувствуешь огонёк его жизни, как костёр в зимнем лесу. Вот только языки этого пламени будут ледяными. Но это ничуть не отменяет радость героя, взмывающего над миром, где ему предстоит жить. А на горизонте уже заманчиво сверкают огоньки населённого пункта.
Как примут Джека? Какое место займёт он в этом обществе? Эти два вопроса становятся неактуальными, как только зритель вместе с Джеком понимает, что его не видят и не осязают. Несмотря на обилие людей вокруг, то чувство одиночества, которое родилось в тёмном лесу, никуда не делось. И Джеку теперь жить вместе с ним. Впрочем, по внешнему виду это его нисколько не заботит. Он всегда готов проказничать и озорничать. Но его проказы никогда не станут жестокими или обидными. Любое его невидимое действие для ребёнка - или приключение, или приятная неожиданность. Он словно Питер Пен, только без острова, потому что его остров - весь земной шар.
Как раз у земного шара начинаются проблемы. Пробуждается Кромешник (Бугимен), жаждущий подменить детские сны чёрными кошмарами. Ему противостоят Хранители. Северянин (аналог Санты-Клауса), Зубная Фея, Пасхальный Кролик и Песочный Человек. Последний весьма симпатичен и больше смахивает на пряничного человечка, в отличие от мрачных комиксов и оригинала Теодора Амадея Гофмана, откуда он когда-то и шагнул в мир. Впрочем, Пасхальный Кролик тоже способен удивить. Легче всего его представить Уиллом Смитом, которого волшебство вдруг превратило в нахального и юморного зайца, твёрдо держащегося на двух конечностях, а остальными двумя способного задать трёпку кому угодно.
В этом мире Луна является воплощением Высшего Существа. Это не Бог, по велению которого всё происходит в этом мире, иначе с Кромешником проблемы и не начались бы, но, определённо, существо высшего порядка. Недостижимое и непостижимое. Если дети верят в Хранителей, то Хранители верят в Луну. Именно Луна и показывает, что для успешного сражения в ряды Хранителей должен войти Ледяной Джек.
Большинство Хранителей не в восторге от такой кандидатуры, ведь им Ледяной Джек представляется образчиком непостоянства и безответственности. Разве что Зубной Фее он сразу приходится по сердцу. Зубная Фея здесь предстаёт в настолько ярком и симпатичном обличии, что начинаешь верить и ей, и с ней. В русской озвучке у неё ещё и обворожительный голосок, который прямо зовёт влюбиться с первого взгляда. Впрочем, Джеку подобные чувства незнакомы, а предложение стать Хранителем он сразу воспринимает в штыки. Он не живёт по режиму дня. Возложение обязанностей - вот, что отторгает его в первую очередь.
Тем не менее, Джека не назовёшь безразличным субъектом. Нападение врага на обитель Зубной Феи не оставляет его равнодушным, и вот он уже вместе с Хранителями спешит отражать атаку непонятных чёрных созданий. Первое сражение проиграно подчистую: похищены как маленькие феечки - помощницы Зубной Феи, так и собранные зубы, в которых хранились воспоминания о важных моментах детства их бывших хозяев. Открытием для Джека является факт, что где-то среди похищенного и его воспоминания о временах, когда он ещё не был летучим духом. По ходу битвы ему удаётся спасти крошечную фею, и у Питера Пена мира Хранителей появляется своя Тинкер Белл.
Кромешник набирает всё большую силу. Его стараниями развоплощён Песочный Человек, и в головах детей вместо добрых снов поселяются кошмары. Несмотря на старания Хранителей, утрачена вера в Зубную Фею, поэтому сама Зубная Фея теряет силу и крылья. На очереди Пасха, и Пасхальный Кролик намеревается приложить все старания, чтобы сохранить вверенный ему праздник. Теперь все оборонительные мероприятия переносятся в Лабиринт кроличьих нор.
Отдельного слова заслуживают жилища Хранителей. Если создатели придумали необычный мир, то в придуманном мире они поселили ещё несколько, поскольку каждое жилище является уникальным неповторимым невероятно красивым пространством. Первым перед нами предстаёт дворец Северянина. Он наполнен всеми привычными рождественскими атрибутами (неожиданным будет разве что гвардия Йети), но подано это столь красочно и масштабно, что, пожалуй, соперничать с этим сможет разве что город Санта-Клауса из "Полярного экспресса". Обитель Зубной Феи вовсе не напоминает кабинет стоматолога. Скорее, тут чувствуются сказочные отголоски игры ZanZarah. Те же краски, те же миниатюрные создания, то же магическое ощущение чего-то невероятного, где хочется задержаться подольше. Лабиринт Кролика схож с летним полднем, где на солнце набежало облачко: масса роскошной, распустившейся зелени, утопающей в тени. Яма Кромешника, куда Джеку ещё только предстоит проникнуть, тоже впечатляет. Это словно царство потухших фонарей (хотя на самом деле фонари - всего лишь клетки, где томятся пленные феечки). Как и для Санта-Клауса, мир этот незнакомым не назвать. Переплетение лестниц, уводящих в неведомые квартиры под неведомые кровати, представало задолго до этого. Но и здесь оно особенное: завораживающе, таинственное, пугающее. И вместе с тем притягательное, зовущее пройтись по всем этим лестничным пролётам. Возможно, попутно слушая сладкоречивые рассказы Кромешника.
Каверзами Кромешника Пасха потеряна. И тут уже несдобровать Пасхальному Кролику. А Кромешник чарующ, мрачен и обаятелен. У него волшебный голос. Представляю, как в кинотеатрах он доносится из разных углов зала, всё время меняя направление. Поклонники ДракоМалфоестых персонажей, пожалуй, легко отдадут ему сердца. Ведь он теперь могущественен и даже красив (пусть даже и без блондинистой шевелюры). Поэтому всё больше уважаешь хозяина ледяного посоха, потому что обаяние мрачной силы на него не действует. За это и влюбляешься в Ледяного Джека. Перед ним никогда не стоял выбор: чью сторону принять, Хранителей или Кромешника? Он на ином перепутье: остаться одному или стать Хранителем? Кромешник не имеет над ним власти. Кем бы ни была Луна этого мира, в Джеке она не ошиблась. И мы понимаем это, когда нам вместе с Джеком открываются его воспоминания. Оказывается, прежняя его жизнь героически оборвалась. На ледяном катке обычный мальчишка Джек спас маленькую сестрёнку, но сам погиб в проруби. Однако подвиг открыл ему дверь к иной, удивительной, волшебной, сказочной жизни. Посох в его руках, скорее, символизирует не ледяной холод смерти, а магическую прохладу среди нестерпимого зноя событий обыденной жизни. Вот и кажется, глядя на Джека, что если сам совершишь подобный подвиг, то не исчезнешь, не превратишься в прах, а Высшие Силы дадут тебе следующую жизнь и чудесное предназначение.
Наблюдая за битвами сверхъестественных созданий, обнаруживаешь, что сами жители земного шара остаются где-то в стороне. Взрослые выключены из сюжета вообще, а дети играют в какие-то свои игры. Ассоциируя себя с ними, начинаешь обижаться, что великие тайны мира надёжно скрыты от людей. А ведь трудно верить, НЕ ВИДЯ, НЕ СЛЫША, НЕ ЧУВСТВУЯ. Этим и пользуется Кромешник, гася огоньки веры в детях. Но группе детей ещё предстоит сыграть в сюжете важную роль. Добавление обычных детей к сказочным персонажам не всегда идёт на пользу (к примеру, финал "Бала Сказок" такой ход непоправимо испортил), но тут всё получилось очень логично и красиво. Утратив возможность верить в Хранителей, мальчик вдруг видит морозные узоры на стекле и через веру видит Джека.
Страх почти побеждает. Но именно Джеку приходит мысль воплотить в жизнь древнюю пословицу "Тому, кто смеётся, и чёрт не страшен". От ужасного до смешного один шаг. Против совместного отряда детей, утративших страх, и Хранителей, включивших ту же искорку озорства, что и у Джека, бессилен даже Кромешник. Возрождение Песочного Человека прогоняет кошмары, заменяя их прежними светлыми снами. Кромешник повержен в свою обитель. В него будут верить, но его не будут бояться. И это, наверное, главный итог битвы для всех Хранителей, включая уже и Джека. Он не потерял себя. В нём всё та же неуёмная искорка жизни. Но он изменился. Теперь его не назовёшь неуловимым ветром, ему предстоит создать что-то собственное: хижину, избушку, замок, воплощающий его мир. И когда фильм заканчивается, ещё долго размышляешь, каким же теперь он выстроится - дом, который построит Джек.
мини-рецензия (всё, как обычно)

Завораживает самое начало. Тёмный ночной холодный заснеженный лесной мир, меж которого затянутое льдом пространство. Из светлого только огромный шар невероятно красивой Луны. Герой делает первые шаги, заброшенный в новую жизнь, о которой ещё ничего неизвестно. И, глядя на экран, вместе с ним силишься ответить на вопросы "Где я?" и "Кто я?" Кроме имени герой ничего не знает. А имя ему - Ледяной Джек. Имя, волшебный посох, замораживающий всё, что угодно, и возможность летать. Для начала новой жизни совсем неплохо. Наблюдая за Джеком, чувствуешь огонёк его жизни, как костёр в зимнем лесу. Вот только языки этого пламени будут ледяными. Но это ничуть не отменяет радость героя, взмывающего над миром, где ему предстоит жить. А на горизонте уже заманчиво сверкают огоньки населённого пункта.
Как примут Джека? Какое место займёт он в этом обществе? Эти два вопроса становятся неактуальными, как только зритель вместе с Джеком понимает, что его не видят и не осязают. Несмотря на обилие людей вокруг, то чувство одиночества, которое родилось в тёмном лесу, никуда не делось. И Джеку теперь жить вместе с ним. Впрочем, по внешнему виду это его нисколько не заботит. Он всегда готов проказничать и озорничать. Но его проказы никогда не станут жестокими или обидными. Любое его невидимое действие для ребёнка - или приключение, или приятная неожиданность. Он словно Питер Пен, только без острова, потому что его остров - весь земной шар.
Как раз у земного шара начинаются проблемы. Пробуждается Кромешник (Бугимен), жаждущий подменить детские сны чёрными кошмарами. Ему противостоят Хранители. Северянин (аналог Санты-Клауса), Зубная Фея, Пасхальный Кролик и Песочный Человек. Последний весьма симпатичен и больше смахивает на пряничного человечка, в отличие от мрачных комиксов и оригинала Теодора Амадея Гофмана, откуда он когда-то и шагнул в мир. Впрочем, Пасхальный Кролик тоже способен удивить. Легче всего его представить Уиллом Смитом, которого волшебство вдруг превратило в нахального и юморного зайца, твёрдо держащегося на двух конечностях, а остальными двумя способного задать трёпку кому угодно.
В этом мире Луна является воплощением Высшего Существа. Это не Бог, по велению которого всё происходит в этом мире, иначе с Кромешником проблемы и не начались бы, но, определённо, существо высшего порядка. Недостижимое и непостижимое. Если дети верят в Хранителей, то Хранители верят в Луну. Именно Луна и показывает, что для успешного сражения в ряды Хранителей должен войти Ледяной Джек.
Большинство Хранителей не в восторге от такой кандидатуры, ведь им Ледяной Джек представляется образчиком непостоянства и безответственности. Разве что Зубной Фее он сразу приходится по сердцу. Зубная Фея здесь предстаёт в настолько ярком и симпатичном обличии, что начинаешь верить и ей, и с ней. В русской озвучке у неё ещё и обворожительный голосок, который прямо зовёт влюбиться с первого взгляда. Впрочем, Джеку подобные чувства незнакомы, а предложение стать Хранителем он сразу воспринимает в штыки. Он не живёт по режиму дня. Возложение обязанностей - вот, что отторгает его в первую очередь.
Тем не менее, Джека не назовёшь безразличным субъектом. Нападение врага на обитель Зубной Феи не оставляет его равнодушным, и вот он уже вместе с Хранителями спешит отражать атаку непонятных чёрных созданий. Первое сражение проиграно подчистую: похищены как маленькие феечки - помощницы Зубной Феи, так и собранные зубы, в которых хранились воспоминания о важных моментах детства их бывших хозяев. Открытием для Джека является факт, что где-то среди похищенного и его воспоминания о временах, когда он ещё не был летучим духом. По ходу битвы ему удаётся спасти крошечную фею, и у Питера Пена мира Хранителей появляется своя Тинкер Белл.
Кромешник набирает всё большую силу. Его стараниями развоплощён Песочный Человек, и в головах детей вместо добрых снов поселяются кошмары. Несмотря на старания Хранителей, утрачена вера в Зубную Фею, поэтому сама Зубная Фея теряет силу и крылья. На очереди Пасха, и Пасхальный Кролик намеревается приложить все старания, чтобы сохранить вверенный ему праздник. Теперь все оборонительные мероприятия переносятся в Лабиринт кроличьих нор.
Отдельного слова заслуживают жилища Хранителей. Если создатели придумали необычный мир, то в придуманном мире они поселили ещё несколько, поскольку каждое жилище является уникальным неповторимым невероятно красивым пространством. Первым перед нами предстаёт дворец Северянина. Он наполнен всеми привычными рождественскими атрибутами (неожиданным будет разве что гвардия Йети), но подано это столь красочно и масштабно, что, пожалуй, соперничать с этим сможет разве что город Санта-Клауса из "Полярного экспресса". Обитель Зубной Феи вовсе не напоминает кабинет стоматолога. Скорее, тут чувствуются сказочные отголоски игры ZanZarah. Те же краски, те же миниатюрные создания, то же магическое ощущение чего-то невероятного, где хочется задержаться подольше. Лабиринт Кролика схож с летним полднем, где на солнце набежало облачко: масса роскошной, распустившейся зелени, утопающей в тени. Яма Кромешника, куда Джеку ещё только предстоит проникнуть, тоже впечатляет. Это словно царство потухших фонарей (хотя на самом деле фонари - всего лишь клетки, где томятся пленные феечки). Как и для Санта-Клауса, мир этот незнакомым не назвать. Переплетение лестниц, уводящих в неведомые квартиры под неведомые кровати, представало задолго до этого. Но и здесь оно особенное: завораживающе, таинственное, пугающее. И вместе с тем притягательное, зовущее пройтись по всем этим лестничным пролётам. Возможно, попутно слушая сладкоречивые рассказы Кромешника.
Каверзами Кромешника Пасха потеряна. И тут уже несдобровать Пасхальному Кролику. А Кромешник чарующ, мрачен и обаятелен. У него волшебный голос. Представляю, как в кинотеатрах он доносится из разных углов зала, всё время меняя направление. Поклонники ДракоМалфоестых персонажей, пожалуй, легко отдадут ему сердца. Ведь он теперь могущественен и даже красив (пусть даже и без блондинистой шевелюры). Поэтому всё больше уважаешь хозяина ледяного посоха, потому что обаяние мрачной силы на него не действует. За это и влюбляешься в Ледяного Джека. Перед ним никогда не стоял выбор: чью сторону принять, Хранителей или Кромешника? Он на ином перепутье: остаться одному или стать Хранителем? Кромешник не имеет над ним власти. Кем бы ни была Луна этого мира, в Джеке она не ошиблась. И мы понимаем это, когда нам вместе с Джеком открываются его воспоминания. Оказывается, прежняя его жизнь героически оборвалась. На ледяном катке обычный мальчишка Джек спас маленькую сестрёнку, но сам погиб в проруби. Однако подвиг открыл ему дверь к иной, удивительной, волшебной, сказочной жизни. Посох в его руках, скорее, символизирует не ледяной холод смерти, а магическую прохладу среди нестерпимого зноя событий обыденной жизни. Вот и кажется, глядя на Джека, что если сам совершишь подобный подвиг, то не исчезнешь, не превратишься в прах, а Высшие Силы дадут тебе следующую жизнь и чудесное предназначение.
Наблюдая за битвами сверхъестественных созданий, обнаруживаешь, что сами жители земного шара остаются где-то в стороне. Взрослые выключены из сюжета вообще, а дети играют в какие-то свои игры. Ассоциируя себя с ними, начинаешь обижаться, что великие тайны мира надёжно скрыты от людей. А ведь трудно верить, НЕ ВИДЯ, НЕ СЛЫША, НЕ ЧУВСТВУЯ. Этим и пользуется Кромешник, гася огоньки веры в детях. Но группе детей ещё предстоит сыграть в сюжете важную роль. Добавление обычных детей к сказочным персонажам не всегда идёт на пользу (к примеру, финал "Бала Сказок" такой ход непоправимо испортил), но тут всё получилось очень логично и красиво. Утратив возможность верить в Хранителей, мальчик вдруг видит морозные узоры на стекле и через веру видит Джека.
Страх почти побеждает. Но именно Джеку приходит мысль воплотить в жизнь древнюю пословицу "Тому, кто смеётся, и чёрт не страшен". От ужасного до смешного один шаг. Против совместного отряда детей, утративших страх, и Хранителей, включивших ту же искорку озорства, что и у Джека, бессилен даже Кромешник. Возрождение Песочного Человека прогоняет кошмары, заменяя их прежними светлыми снами. Кромешник повержен в свою обитель. В него будут верить, но его не будут бояться. И это, наверное, главный итог битвы для всех Хранителей, включая уже и Джека. Он не потерял себя. В нём всё та же неуёмная искорка жизни. Но он изменился. Теперь его не назовёшь неуловимым ветром, ему предстоит создать что-то собственное: хижину, избушку, замок, воплощающий его мир. И когда фильм заканчивается, ещё долго размышляешь, каким же теперь он выстроится - дом, который построит Джек.
Поклонники ДракоМалфоестых персонажей, пожалуй, легко отдадут ему сердца.
Кстати, никогда не понимал любителей этого типажа. Потому что у отрицательных персонажей такого рода постоянно не хватает либо ума, либо нервов, либо того и другого, и никакой харизме не удается скрыть фатальных недостатков, по умолчанию ведущих к провалу.
Интересно, а бывают ли детские/подростковые произведения с серо-серой моралью?
i(r)onfox,
Кстати, никогда не понимал любителей этого типажа.
Споря на форумах, я увидел, что "отдавание сердце" Малфоям строится на многих факторах:
1. Породистость (в терминах мира ГП "чистокровность")
2. Отлично налаженная бытовая жизнь (замок, метла новейшей модели, покупка место в команде квиддичистов)
3. Привлекательная внешность.
4. Участие в интригах/политике высшего уровня. Если и не король, то ферзь.
5. Суровый по отношению к другим характер. Либо "непонятый злодей", либо "мне надо, что бы Он был жесток и суров со всем миром, и лишь со мной мягок и ласков".
Ну и добавляется извечное "Когда любишь, видишь человека не таким, каким он есть, а таким, каким он мог бы стать". То есть в таких видениях на Малфоев вследствие влияния на них героини (которая о них думает) нисходит озарение, и они сразу становятся милыми, добрыми, хорошими, бьются за Хогвартс в первых рядах и даже некоторую часть накопленных богатств пускают на благотворительность.
Это мечты, в которые веришь. А существует лишь то, во что веришь
Интересно, а бывают ли детские/подростковые произведения с серо-серой моралью?
Детские не знаю. В советской литературе зорко следили, что "серой" морали в тексте не было. Современное я не читал.
Подростковые, конечно же. Тот же Лукьяненко, начиная с "Двери во тьму" являет нам образчик внедрения "серой" морали (из-за чего я его и разлюбил). Что интересно, даже такие отмороженные личности, как те, что сочиняют статьи на "Луркморе" видят и чуют эту "серость" в его героях. Поэтому даже там Крапивину поют славу, а над Лукьяненко в открытую насмехаются.
class='quote_text'>Споря на форумах, я увидел, что "отдавание сердце" Малфоям строится на многих факторах:
Спасибо за поясенения. Думаю, вполне можно согласиться.
Только вот мне все равно не понять ни одну из этих статей. Оба Малфоя у Роулинг вполне попадали под формулу "ни лютости, ни мудрости", и вообще практически не запомнились; а типаж-то все равно растет в популярности. Наверное, надо обладать специфическими взглядами на жизнь, чтобы подобные герои действительно пришлись по душе.
Мне если и нравится какой-то типаж отрицательного персонажа, то это определенно человек с благими намерениями, но идущий к своей цели реальными средствами и глядящий на жизнь без идеализма. Но и во взрослую литературу-то таких завозят довольно редко.
Подростковые, конечно же. Тот же Лукьяненко, начиная с "Двери во тьму" являет нам образчик внедрения "серой" морали (из-за чего я его и разлюбил). Что интересно, даже такие отмороженные личности, как те, что сочиняют статьи на "Луркморе" видят и чуют эту "серость" в его героях. Поэтому даже там Крапивину поют славу, а над Лукьяненко в открытую насмехаются.
Надо будет почитать и сравнить с моими представлениями о предмете.