Иногда процесс гораздо значимее результата.
Алексей Герман задумал съёмки "Трудно быть богом" в 1968 году. Путь до окончательного релиза занял сорок пять лет. Сам Герман не дожил, отдав процессу съёмки долгие годы жизни.
Может, и хорошо, что режиссёр ушёл ДО премьеры. Что не остался жить дальше.
Он выплеснул себя в процессе. И его последняя точка тоже была мгновением процесса съёмки.
Что бы он делал сейчас? Год спустя после выхода фильма всей его жизни в кинопрокат.
Прошёл всего год, и мало кто уже просто говорит о картине, которой режиссёр отдал сорок пять лет.
В мире, перенасыщенном информацией, пожалуй, стоит ловить счастье от процесса, а не от результата.
Хотя, конечно же, счастье получается значительней и шире, если оно сумело после окончания процесса вознести тебя на пьедестал.
Но пьедестал, это уже прошлое. В мире, перенасыщенном информацией, редко оглядываются назад, чтобы перечитать или пересмотреть. Большинство трепетно ожидает новинок, чтобы проглотить и рваться дальше, за следующей. И неважно, сколько времени ушло на создание очередной новинки: полтора месяца или сорок пять лет.
Алексей Герман задумал съёмки "Трудно быть богом" в 1968 году. Путь до окончательного релиза занял сорок пять лет. Сам Герман не дожил, отдав процессу съёмки долгие годы жизни.
Может, и хорошо, что режиссёр ушёл ДО премьеры. Что не остался жить дальше.
Он выплеснул себя в процессе. И его последняя точка тоже была мгновением процесса съёмки.
Что бы он делал сейчас? Год спустя после выхода фильма всей его жизни в кинопрокат.
Прошёл всего год, и мало кто уже просто говорит о картине, которой режиссёр отдал сорок пять лет.
В мире, перенасыщенном информацией, пожалуй, стоит ловить счастье от процесса, а не от результата.
Хотя, конечно же, счастье получается значительней и шире, если оно сумело после окончания процесса вознести тебя на пьедестал.
Но пьедестал, это уже прошлое. В мире, перенасыщенном информацией, редко оглядываются назад, чтобы перечитать или пересмотреть. Большинство трепетно ожидает новинок, чтобы проглотить и рваться дальше, за следующей. И неважно, сколько времени ушло на создание очередной новинки: полтора месяца или сорок пять лет.
Фильм я не видела и не очень хочу, поэтому не в курсе, заслуживает ли он памяти. Но сколько бы на него не потратили усилий, времени и еще чего, если в итоге вышло нечто неудачное, то неважно, сколько лет это снимали.
Просто встал на место автора, дело жизни которого обернулось чем-то проходным и не оставшимся в памяти народной.
Поэтому и написал "хорошо, что он ушёл в процессе".
В соответствии с пословицей, сажал деревья, строил дом, растил сыновей.
А потом война...
Деревья срубили, дом сожгли, сыновья погибли.
И вроде мир-то уцелел. Где-то что-то строится, вывели новый сорт овощных культур, человека в космос запустили, идут горячие дебаты об освоении Арктики.
А ты стоишь, смотришь на пеньки, головёшки и кресты... и не понимаешь, зачем это всё.
Поэтому я люблю копаться в книгах прежних лет, выискивая авторов, о которых давно уже никто и ничего не слышал.
Читаю их, как послания из капсулы времени.
Вроде бы и писалось на века, а всё уже настолько изменилось, что строчки кажутся странными, ненастоящими.
Наверное, "Трудно быть богом", как фильм, окажется где-нибудь в сборнике "Фильмотека начала 21-века", где будут собрано несколько тысяч этих лет.
И кто-то так же, как я сейчас, станет смотреть чёрно-белые кадры, словно хронику начала кинематографа, и удивляться.