Отфрид Пройслер «Крабат». Часть третья. Фильм
читать дальше
Вряд ли в обозримом времени «Крабат» экранизировался бы в рамках игрового кино, если бы... Если бы киностудии «20th Century Fox» не захотелось дать ответный удар «Warner Brothers» с их сагой о Гарри Поттере. Экранизировать поручили европейцам. Но не чехам, так как у чехов имеется собственная стратегия, как надо снимать фильмы-сказки. Поэтому за дело взялась родина Отфрида Пройслера — Германия.

Плох тот режиссёр, который не добавит в оригинальный сюжет собственные акценты для усиления тех или иных моментов. Марко Кройцпайнтнер пошёл именно по этой дороге. Начало фильма — это горькая судьба маленького человека, оказавшегося меж двух главных бед Средневековой Европы — войны и чумы. Поэтому колдовская мельница в фильме — это не билет из мира магглов в школу чародейства и волшебства, а банальный шанс выжить. Вряд ли кто станет обвинять умирающего от голода и холода парня, что он не прошёл мимо зловещей мельницы, куда его звал таинственный голос.
Обитание на мельнице больше всего напоминает... призыв на армейскую службу. Побывавшие в армии заметят знакомые атрибуты вписывания новобранца в коллектив. Здесь обнаружатся, в зависимости от срока пребывания на мельнице, «духи», «молодые», «черпаки» и «деды». Вот только «дембелей» здесь не бывает. Есть и штатный «заложник» (который закладывает Мастеру нарушителей) по имени Лышко. Вполне узнаваемой покажется и тяжёлая работа «от забора и до обеда». Мастер станет выглядеть офицером, а Тонда — сержантом на должности замкомвзвода. Обитатели мельницы — не угрюмые одиночки, а сплочённый коллектив с общими радостями и печалями, который Мастер затачивает для определённого вида задач.

Фигура Мастера не выступает пугалом или исчадием ада. Он больше похож на профессора Снейпа, таки оказавшегося шпионом Воландеморта (интересно, что фамилия актёра, игравшего Мастера, Redl — почти что Riddle). Грозный, но внимательный. Умный, но непрощающий. Волшебник, угодивший в круговорот чёрной магии, из которого выбраться невозможно. Волшебник, объясняющий, что всем правит Смерть и нет разницы, где встретить её: после нескольких лет учёбы на мельнице или после многотрудной жизни во внешнем мире.
«Будь своим среди своих!» — вот лозунг колдовской мельницы. Поэтому до поры до времени Крабат и не помышляет о побеге. Мельница — защита от бед и невзгод внешнего мира. Мельница — это круг избранных. Своего рода масонская ложа. Несмотря на обучение именно чёрной магии, юноши выступают хранителями местных земель. К деревне приближается отряд солдат-мародёров. Деревне некого выставить на защиту. И Мастер в качестве испытания посылает лучшую половину учеников для битвы. Магия легко противодействует атаке злобных солдат и быстро рассеивает войско, не ждавшее отпора. А победа лишь сплачивает ребят, как в стихотворных строчках: «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».

Быть бы Крабату верным адептом магии, если бы не пасхальная ночь, которую я описывал в прошлой части. Режиссёр фильма тоже постарался на славу. Пасхальные огни во тьме похожи на спустившееся к земле небо, где звёзды — живые. Это волшебство покруче чёрной магии, поэтому лично меня не удивляет внутреннее потрясение Крабата от пасхального шествия. Интересно показана встреча с Канторкой. Тонда и Крабат, оставив тела у костра, идут в деревню невидимыми призраками. Касаться людей нельзя, но Канторка запинается... и Крабат невольно поддерживает её. Прикосновение меняет всё. Для Канторки тёмная ночь вдруг разливается красками жидкого золота. Она оборачивается в этом призрачном неизведанном мире и видит Крабата. Ускользающего. Невесомого. Таинственного. Могла ли она забыть его после такой встречи?
Юро и здесь — парень не промах. Косит под дурачка, но на самом деле сведущ в магии лучше всех. Однако режиссёру интересно поставить Крабата перед выбором. На встрече с Мастером Крабат узнаёт, что тому известно всё о тайных планах Юро, чтобы девушка одного из парней явилась на мельницу, дабы разрушить колдовство. «Я считаю его мерзким шпионом, — говорит Мастер. — Подумай, почему он всегда уговаривает на это дело других, но никогда не действует сам?»

Фильм стоит смотреть на большом экране. Только тогда можно оценить величественные панорамы мест, где происходит действие. Золотые поля. Седые шапки зимних гор. Тёмные леса. Атмосферу готики, которую можно найти в Готэм-сити «Бэтмена», локациях «Города грехов» и, разумеется, помещениях Хогвартса. Самыми завораживающими моментами являются, конечно же, минуты полёта воронов. Заснеженные верхушки елей едва не задевают лицо. Или крыши деревенских домов. Весь мир где-то внизу. Это такое необычное чувство, будто летишь вместе с птицами. Летишь и чувствуешь свою избранность. Свою непохожесть на всех, кому до смерти суждено ходить по земле.
Конечно, сказка завершится как надо. Конечно, Канторка окажется настоящей героиней — чистой и светлой девушкой, никогда не любившей ранее, которая ради первой любви дойдёт зимней тёмной ночью до зловещей мельницы, где узнает Крабата среди остальных учеников в птичьем обличье. Для тех, кто знаком с правилами построения сказок, финал немного предсказуем. Но, несмотря на это, зрителя, решившего посмотреть фильм, ждут два часа экранного времени, наполненного мрачной атмосферой и абсолютно сказочными ощущениями.

читать дальше
Вряд ли в обозримом времени «Крабат» экранизировался бы в рамках игрового кино, если бы... Если бы киностудии «20th Century Fox» не захотелось дать ответный удар «Warner Brothers» с их сагой о Гарри Поттере. Экранизировать поручили европейцам. Но не чехам, так как у чехов имеется собственная стратегия, как надо снимать фильмы-сказки. Поэтому за дело взялась родина Отфрида Пройслера — Германия.

Плох тот режиссёр, который не добавит в оригинальный сюжет собственные акценты для усиления тех или иных моментов. Марко Кройцпайнтнер пошёл именно по этой дороге. Начало фильма — это горькая судьба маленького человека, оказавшегося меж двух главных бед Средневековой Европы — войны и чумы. Поэтому колдовская мельница в фильме — это не билет из мира магглов в школу чародейства и волшебства, а банальный шанс выжить. Вряд ли кто станет обвинять умирающего от голода и холода парня, что он не прошёл мимо зловещей мельницы, куда его звал таинственный голос.
Обитание на мельнице больше всего напоминает... призыв на армейскую службу. Побывавшие в армии заметят знакомые атрибуты вписывания новобранца в коллектив. Здесь обнаружатся, в зависимости от срока пребывания на мельнице, «духи», «молодые», «черпаки» и «деды». Вот только «дембелей» здесь не бывает. Есть и штатный «заложник» (который закладывает Мастеру нарушителей) по имени Лышко. Вполне узнаваемой покажется и тяжёлая работа «от забора и до обеда». Мастер станет выглядеть офицером, а Тонда — сержантом на должности замкомвзвода. Обитатели мельницы — не угрюмые одиночки, а сплочённый коллектив с общими радостями и печалями, который Мастер затачивает для определённого вида задач.

Фигура Мастера не выступает пугалом или исчадием ада. Он больше похож на профессора Снейпа, таки оказавшегося шпионом Воландеморта (интересно, что фамилия актёра, игравшего Мастера, Redl — почти что Riddle). Грозный, но внимательный. Умный, но непрощающий. Волшебник, угодивший в круговорот чёрной магии, из которого выбраться невозможно. Волшебник, объясняющий, что всем правит Смерть и нет разницы, где встретить её: после нескольких лет учёбы на мельнице или после многотрудной жизни во внешнем мире.
«Будь своим среди своих!» — вот лозунг колдовской мельницы. Поэтому до поры до времени Крабат и не помышляет о побеге. Мельница — защита от бед и невзгод внешнего мира. Мельница — это круг избранных. Своего рода масонская ложа. Несмотря на обучение именно чёрной магии, юноши выступают хранителями местных земель. К деревне приближается отряд солдат-мародёров. Деревне некого выставить на защиту. И Мастер в качестве испытания посылает лучшую половину учеников для битвы. Магия легко противодействует атаке злобных солдат и быстро рассеивает войско, не ждавшее отпора. А победа лишь сплачивает ребят, как в стихотворных строчках: «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они».

Быть бы Крабату верным адептом магии, если бы не пасхальная ночь, которую я описывал в прошлой части. Режиссёр фильма тоже постарался на славу. Пасхальные огни во тьме похожи на спустившееся к земле небо, где звёзды — живые. Это волшебство покруче чёрной магии, поэтому лично меня не удивляет внутреннее потрясение Крабата от пасхального шествия. Интересно показана встреча с Канторкой. Тонда и Крабат, оставив тела у костра, идут в деревню невидимыми призраками. Касаться людей нельзя, но Канторка запинается... и Крабат невольно поддерживает её. Прикосновение меняет всё. Для Канторки тёмная ночь вдруг разливается красками жидкого золота. Она оборачивается в этом призрачном неизведанном мире и видит Крабата. Ускользающего. Невесомого. Таинственного. Могла ли она забыть его после такой встречи?
Юро и здесь — парень не промах. Косит под дурачка, но на самом деле сведущ в магии лучше всех. Однако режиссёру интересно поставить Крабата перед выбором. На встрече с Мастером Крабат узнаёт, что тому известно всё о тайных планах Юро, чтобы девушка одного из парней явилась на мельницу, дабы разрушить колдовство. «Я считаю его мерзким шпионом, — говорит Мастер. — Подумай, почему он всегда уговаривает на это дело других, но никогда не действует сам?»

Фильм стоит смотреть на большом экране. Только тогда можно оценить величественные панорамы мест, где происходит действие. Золотые поля. Седые шапки зимних гор. Тёмные леса. Атмосферу готики, которую можно найти в Готэм-сити «Бэтмена», локациях «Города грехов» и, разумеется, помещениях Хогвартса. Самыми завораживающими моментами являются, конечно же, минуты полёта воронов. Заснеженные верхушки елей едва не задевают лицо. Или крыши деревенских домов. Весь мир где-то внизу. Это такое необычное чувство, будто летишь вместе с птицами. Летишь и чувствуешь свою избранность. Свою непохожесть на всех, кому до смерти суждено ходить по земле.
Конечно, сказка завершится как надо. Конечно, Канторка окажется настоящей героиней — чистой и светлой девушкой, никогда не любившей ранее, которая ради первой любви дойдёт зимней тёмной ночью до зловещей мельницы, где узнает Крабата среди остальных учеников в птичьем обличье. Для тех, кто знаком с правилами построения сказок, финал немного предсказуем. Но, несмотря на это, зрителя, решившего посмотреть фильм, ждут два часа экранного времени, наполненного мрачной атмосферой и абсолютно сказочными ощущениями.

Возможно, если начнёте читать, Вам будет не хватать чего-то, увиденного именно в фильме.
Положим, боя в деревне с солдатами в книге нет. Как нет и девушки Тонды, для которого история с несчастной любовью живёт только в воспоминаниях.
Если в двух словах, фильм сложнее, многоплановее, чем сюжет книги. Но автор, когда сочинял сказку, писал её по канонам ХХ века. Так что к нему претензий быть не может