Отфрид Пройслер «Крабат». Часть вторая. Мультфильм
читать дальше
Несмотря на популярность произведений Пройслера в Германии, экранизировать мрачного «Крабата» не спешили. Поэтому первым, кто озадачился переносом колдовских сказаний на экран, оказался Карел Земан — чехословацкий режиссёр, один из основателей чехословацкой кукольной мультипликации. Параллельно режиссировал и игровые фильмы, отдавая предпочтение приключенческому жанру («Тайна острова Бэк-Кап», «Похищенный дирижабль», «На комете»). Поэтому лично меня не удивляет, что ему захотелось воплотить сюжет мрачной сказки.
На сегодня мультипликация шагнула вперёд так далеко, что я не могу рекомендовать мультфильм к просмотру. Глаз, привыкший к компьютерным эффектам, будет дивиться монотонности обстановки. Эстеты мигом укажут на заниженный FPS (число кадров в секунду). Сюжет тоже движется неспешно, поэтому зрителю, ждущему события каждую минуту, станет скучновато. С точки зрения современных технологий мультфильм больше напоминает книжные иллюстрации, которые иногда двигаются.

«Он звал меня. Откуда он знал моё имя?» Тем не менее, я люблю пересматривать мультфильм, захвативший меня именно атмосферой. Тёмная, холодная, страшная. Это чувство зарождается с первых минут картины и нарастает. А потом рассеивается не сразу. Можно сказать, какая-то её частичка так и осталась во мне, впоследствии приведя в мир фильмов ужасов. Запомнилась навсегда. Поэтому и хочется рассказать о нём.
«Мои подозрения оправдались. Я очутился на колдовской мельнице». Думаю, он всё же ориентирован не на маленьких зрителей. Смотреть его тихому дошколёнку всё равно что не вовремя прочитать гоголевскую «Страшную месть». Потом ещё долгие дни в каждом одноглазом животном или странном растении будет чудиться злой колдун. Наверное, это самая жуткая часть фильма, когда Крабат пробует убежать с мельницы, но дорогу неизменно перебегает колдун в различных, всегда страшных обличиях. Есть информация, что после того, как мультфильм показали в передаче "В гостях у сказки", пришло много писем, свидетельствующих, что картина напугала не только детей, но и взрослых (но тут стоить добавить, что в Советском Союзе фильмы ужасов отсутствовали вообще, и зрители были не адаптированы к таким вот постановкам). Тем не менее, режиссёр не ставит задачи запугать зрителя окончательно и бесповоротно. Из сюжета напрочь убрали как таинственный седьмой жёрнов, так и господина в шляпе с петушиным пером, перед которым трепетал сам хозяин мельницы.
«До сих пор ты был подмастерьем. С этой минуты ты — мой ученик». Однако атмосфера беспросветной безысходности передаётся очень здорово. Именно на фоне мрачной обстановки начинаешь искать кого-то. Такого же, как ты. Того, кому сейчас тоже невесело и страшно. И вот уже чувства Крабата на экране — чувства, живущие в тебе. Интересна задумка режиссёра: явившиеся на мельницу раньше Крабата показаны бело-бледными тонами, будто мука успела пропитать их до костей. А сам Крабат сохраняет цветные краски (как сохранят их и те, кто придёт на мельницу позже). Среди белых теней, словно среди призраков, одинокий юноша, не знающий, как вырваться из страшной ловушки.

«Я чувствовал, что ночь эта изменит мою жизнь». Хорошо тем, кто умеет вычленять судьбоносные моменты из непрерывного течения времени. Моментом этим стала ночь на Пасху, когда ученики колдуна должны были разыскать место, где казнили человека, и пробыть там до утра. Именно там Крабат впервые услышит песню. И увидит девушку, которую ласково назовёт Канторка (Певунья). Этот миг как вспышка во тьме. Неизвестно, что там: одинокая звезда на тёмно-синем небе бесконечной ночи, беспечный светлячок, пламя факела далёкого путника или холодная гнилушка. Незнание порождает образы, которые ждёшь, в которые веришь. И замечательно, если, добравшись до источника света, обнаруживаешь не обманчивую гнилушку, а настоящую звезду.
«Один из нас ляжет в гроб, другому владеть мельницей». Рождество — самое скорбное время на мельнице. Когда в городах и сёлах празднует народ, на мельнице избранник колдуна роет могилу. На сей раз избранник — не Крабат, а Тонда. Ему предстоит поединок с хозяином мельницы. Но честен ли поединок? Ведь у колдуна есть Карактор — Книга, в которой все заклинания мира. А у его соперника лишь скромные знания, которым его научил колдун. Страшный бой почти не покажут. Но ручеёк крови из-под двери пояснит, что сражение закончится. И остановится мельница. До той минуты, пока очередной маленький оборвыш не переступит её порог и не заключит с хозяином договор, замкнув магический круговорот.
«Любовь сильнее колдовства». С этой ночи в жизни Крабата появляется смысл. Сначала просто воспоминания о девушке. Потом мысли о ней, которые начинают занимать всё сильнее. И ровно через год Крабат снова летит к той же деревне. Год — гигантский период времени. Может, Певунья уже вышла замуж. А может, уже не поёт песни. Но в ночи льётся та же песня, и та же девушка идёт к колодцу. Теперь уже требуется не мысль, а поступок. И Крабат в обличии ворона (ещё не смея превратиться в юношу) спускается на колодезный ворот. Именно надежда на новые встречи заставляет Крабата не спать ночами, а терпеливо штудировать Карактор, набираясь опыта и магической силы. Там он и обнаружит фразу «Любовь сильнее колдовства», но (в отличие от книги) не сумеет разгадать её смысл.

«И какую же ценность имело это заклинание? Но я плохо знал нашего хозяина». Чем лучше ученик проявляет себя в колдовстве, тем сложнее задание даёт ему колдун, порой просто действуя с ним парой. Так, превратив сосновые шишки в иллюзорные драгоценности, колдун и Крабат отправляются в Дрезден за королевским золотом. А скоро снова придвинется Рождество. И снова на мельнице тягучая безнадёга. Новому кандидату — Михелю — тоже не справиться с колдуном.
«Я жил как во сне. Я постоянно думал о Канторке». Третья Пасха и третий полёт. В эту ночь перед Певуньей предстанет не ворон, но симпатичный юноша. Странно смотреть на них. Понимаешь удивительную вещь: если люди нравятся друг другу, им хорошо вместе и без всяких разговоров. И чем сильнее тень хозяина, начинающего подозревать о чувствах Крабата, заслоняет пару, тем ярче разгораются чувства, хотя перед зрителями лишь безмолвные посиделки. Крабат — уже не подмастерье в магии. Его уровень позволяет обмануть хозяина. И помогает ему Юро — парень, считающийся туповатым. Хотя на самом деле он умнее многих. Просто он словно разведчик в тылу врага. Одиночка, придумывающий свои планы.
«Ты делаешь успехи в колдовстве. Больше, чем я думал. Я дам тебе задание, которое будет тебя достойно». Колдуну не нужны равные по силе. Крабат получает путёвку на поля сражений, где должен вытащить саксонского генерала из турецкого плена. Юный волшебник блестяще справляется с заданием. Вот только и на турков работает колдун. Что ж, победить его не так уж сложно. Гораздо сложнее увидеть на месте павшего колдуна тяжело раненного Юро. Чем не месть — стравить в поединке двух лучших друзей? Однако Крабат не согласен. Подхватив израненного друга, он возвращается на мельницу. Как раз к Рождеству. Чтобы услышать, что в этот раз выбор хозяина падает на него.

«Отдай мне моего парня». Битве не суждено состояться. На мельнице появляется Певунья, требуя у колдуна, чтобы тот отпустил Крабата с ней. Сказок, когда храбрый принц отправляется в логово дракона или чародея, чтобы выручить прекрасную принцессу, тысячи. Тем ярче смотрятся сюжеты, когда в холодную ночь через пустой и тёмный лес к зловещей мельнице, откуда не возвращаются, идёт девушка. В этом и заключается зашифрованная фраза Карактора: лишь любящая девушка способна разрушить магический круговорот. И хозяин не имеет права ей отказать. Но только если она пройдёт испытание. С завязанными глазами она должна узнать Крабата среди прочих. «Моё сердце готово было разорваться от страха. От страха за ту, кого я любил». Колдун уверен, что это невозможно. Уверен в этом и Крабат. Но девушка безошибочно указывает на него. «Я чувствую, он испытывает страх. Страх за меня. Так я его узнала». В конце концов, и из других сказок нам тоже известно: глаза главного не скажут.
«В миг, когда Карактор исчез, злое колдовство пропало: всё, чему хозяин обучил нас в Чёрной Комнате». Магия разрушена. Колдун повержен. Пламя пожирает сначала Карактор, а потом и мельницу. Ученики разбегаются по деревням. Уходят и Крабат с Канторкой. Сквозь ночь под странным сиянием на небесах, похожим на спиральную галактику. И на этих кадрах вдруг ощущаешь, что гнетущая атмосфера, поселившаяся в тебе в самом начале, вытеснена. Ей на смену пришло ошеломляющее чувство освобождения. Будто не только Крабата спасла сила любви, но и тебя самого кто-то большой и сильный взял за руку и вывел в большой и светлый мир, где некого бояться.
Вырастая, понимаешь, что никто не придёт и не заберёт тебя из тьмы, если тебе довелось в ней очутиться. Лишь ты сам способен выбраться оттуда. Быть может, по пути забрав с собой и тех, кто тоже надеется и ждёт. Только ещё не научился видеть выход или ещё не имеет сил, чтобы к нему идти.

читать дальше
Несмотря на популярность произведений Пройслера в Германии, экранизировать мрачного «Крабата» не спешили. Поэтому первым, кто озадачился переносом колдовских сказаний на экран, оказался Карел Земан — чехословацкий режиссёр, один из основателей чехословацкой кукольной мультипликации. Параллельно режиссировал и игровые фильмы, отдавая предпочтение приключенческому жанру («Тайна острова Бэк-Кап», «Похищенный дирижабль», «На комете»). Поэтому лично меня не удивляет, что ему захотелось воплотить сюжет мрачной сказки.
На сегодня мультипликация шагнула вперёд так далеко, что я не могу рекомендовать мультфильм к просмотру. Глаз, привыкший к компьютерным эффектам, будет дивиться монотонности обстановки. Эстеты мигом укажут на заниженный FPS (число кадров в секунду). Сюжет тоже движется неспешно, поэтому зрителю, ждущему события каждую минуту, станет скучновато. С точки зрения современных технологий мультфильм больше напоминает книжные иллюстрации, которые иногда двигаются.

«Он звал меня. Откуда он знал моё имя?» Тем не менее, я люблю пересматривать мультфильм, захвативший меня именно атмосферой. Тёмная, холодная, страшная. Это чувство зарождается с первых минут картины и нарастает. А потом рассеивается не сразу. Можно сказать, какая-то её частичка так и осталась во мне, впоследствии приведя в мир фильмов ужасов. Запомнилась навсегда. Поэтому и хочется рассказать о нём.
«Мои подозрения оправдались. Я очутился на колдовской мельнице». Думаю, он всё же ориентирован не на маленьких зрителей. Смотреть его тихому дошколёнку всё равно что не вовремя прочитать гоголевскую «Страшную месть». Потом ещё долгие дни в каждом одноглазом животном или странном растении будет чудиться злой колдун. Наверное, это самая жуткая часть фильма, когда Крабат пробует убежать с мельницы, но дорогу неизменно перебегает колдун в различных, всегда страшных обличиях. Есть информация, что после того, как мультфильм показали в передаче "В гостях у сказки", пришло много писем, свидетельствующих, что картина напугала не только детей, но и взрослых (но тут стоить добавить, что в Советском Союзе фильмы ужасов отсутствовали вообще, и зрители были не адаптированы к таким вот постановкам). Тем не менее, режиссёр не ставит задачи запугать зрителя окончательно и бесповоротно. Из сюжета напрочь убрали как таинственный седьмой жёрнов, так и господина в шляпе с петушиным пером, перед которым трепетал сам хозяин мельницы.
«До сих пор ты был подмастерьем. С этой минуты ты — мой ученик». Однако атмосфера беспросветной безысходности передаётся очень здорово. Именно на фоне мрачной обстановки начинаешь искать кого-то. Такого же, как ты. Того, кому сейчас тоже невесело и страшно. И вот уже чувства Крабата на экране — чувства, живущие в тебе. Интересна задумка режиссёра: явившиеся на мельницу раньше Крабата показаны бело-бледными тонами, будто мука успела пропитать их до костей. А сам Крабат сохраняет цветные краски (как сохранят их и те, кто придёт на мельницу позже). Среди белых теней, словно среди призраков, одинокий юноша, не знающий, как вырваться из страшной ловушки.

«Я чувствовал, что ночь эта изменит мою жизнь». Хорошо тем, кто умеет вычленять судьбоносные моменты из непрерывного течения времени. Моментом этим стала ночь на Пасху, когда ученики колдуна должны были разыскать место, где казнили человека, и пробыть там до утра. Именно там Крабат впервые услышит песню. И увидит девушку, которую ласково назовёт Канторка (Певунья). Этот миг как вспышка во тьме. Неизвестно, что там: одинокая звезда на тёмно-синем небе бесконечной ночи, беспечный светлячок, пламя факела далёкого путника или холодная гнилушка. Незнание порождает образы, которые ждёшь, в которые веришь. И замечательно, если, добравшись до источника света, обнаруживаешь не обманчивую гнилушку, а настоящую звезду.
«Один из нас ляжет в гроб, другому владеть мельницей». Рождество — самое скорбное время на мельнице. Когда в городах и сёлах празднует народ, на мельнице избранник колдуна роет могилу. На сей раз избранник — не Крабат, а Тонда. Ему предстоит поединок с хозяином мельницы. Но честен ли поединок? Ведь у колдуна есть Карактор — Книга, в которой все заклинания мира. А у его соперника лишь скромные знания, которым его научил колдун. Страшный бой почти не покажут. Но ручеёк крови из-под двери пояснит, что сражение закончится. И остановится мельница. До той минуты, пока очередной маленький оборвыш не переступит её порог и не заключит с хозяином договор, замкнув магический круговорот.
«Любовь сильнее колдовства». С этой ночи в жизни Крабата появляется смысл. Сначала просто воспоминания о девушке. Потом мысли о ней, которые начинают занимать всё сильнее. И ровно через год Крабат снова летит к той же деревне. Год — гигантский период времени. Может, Певунья уже вышла замуж. А может, уже не поёт песни. Но в ночи льётся та же песня, и та же девушка идёт к колодцу. Теперь уже требуется не мысль, а поступок. И Крабат в обличии ворона (ещё не смея превратиться в юношу) спускается на колодезный ворот. Именно надежда на новые встречи заставляет Крабата не спать ночами, а терпеливо штудировать Карактор, набираясь опыта и магической силы. Там он и обнаружит фразу «Любовь сильнее колдовства», но (в отличие от книги) не сумеет разгадать её смысл.

«И какую же ценность имело это заклинание? Но я плохо знал нашего хозяина». Чем лучше ученик проявляет себя в колдовстве, тем сложнее задание даёт ему колдун, порой просто действуя с ним парой. Так, превратив сосновые шишки в иллюзорные драгоценности, колдун и Крабат отправляются в Дрезден за королевским золотом. А скоро снова придвинется Рождество. И снова на мельнице тягучая безнадёга. Новому кандидату — Михелю — тоже не справиться с колдуном.
«Я жил как во сне. Я постоянно думал о Канторке». Третья Пасха и третий полёт. В эту ночь перед Певуньей предстанет не ворон, но симпатичный юноша. Странно смотреть на них. Понимаешь удивительную вещь: если люди нравятся друг другу, им хорошо вместе и без всяких разговоров. И чем сильнее тень хозяина, начинающего подозревать о чувствах Крабата, заслоняет пару, тем ярче разгораются чувства, хотя перед зрителями лишь безмолвные посиделки. Крабат — уже не подмастерье в магии. Его уровень позволяет обмануть хозяина. И помогает ему Юро — парень, считающийся туповатым. Хотя на самом деле он умнее многих. Просто он словно разведчик в тылу врага. Одиночка, придумывающий свои планы.
«Ты делаешь успехи в колдовстве. Больше, чем я думал. Я дам тебе задание, которое будет тебя достойно». Колдуну не нужны равные по силе. Крабат получает путёвку на поля сражений, где должен вытащить саксонского генерала из турецкого плена. Юный волшебник блестяще справляется с заданием. Вот только и на турков работает колдун. Что ж, победить его не так уж сложно. Гораздо сложнее увидеть на месте павшего колдуна тяжело раненного Юро. Чем не месть — стравить в поединке двух лучших друзей? Однако Крабат не согласен. Подхватив израненного друга, он возвращается на мельницу. Как раз к Рождеству. Чтобы услышать, что в этот раз выбор хозяина падает на него.

«Отдай мне моего парня». Битве не суждено состояться. На мельнице появляется Певунья, требуя у колдуна, чтобы тот отпустил Крабата с ней. Сказок, когда храбрый принц отправляется в логово дракона или чародея, чтобы выручить прекрасную принцессу, тысячи. Тем ярче смотрятся сюжеты, когда в холодную ночь через пустой и тёмный лес к зловещей мельнице, откуда не возвращаются, идёт девушка. В этом и заключается зашифрованная фраза Карактора: лишь любящая девушка способна разрушить магический круговорот. И хозяин не имеет права ей отказать. Но только если она пройдёт испытание. С завязанными глазами она должна узнать Крабата среди прочих. «Моё сердце готово было разорваться от страха. От страха за ту, кого я любил». Колдун уверен, что это невозможно. Уверен в этом и Крабат. Но девушка безошибочно указывает на него. «Я чувствую, он испытывает страх. Страх за меня. Так я его узнала». В конце концов, и из других сказок нам тоже известно: глаза главного не скажут.
«В миг, когда Карактор исчез, злое колдовство пропало: всё, чему хозяин обучил нас в Чёрной Комнате». Магия разрушена. Колдун повержен. Пламя пожирает сначала Карактор, а потом и мельницу. Ученики разбегаются по деревням. Уходят и Крабат с Канторкой. Сквозь ночь под странным сиянием на небесах, похожим на спиральную галактику. И на этих кадрах вдруг ощущаешь, что гнетущая атмосфера, поселившаяся в тебе в самом начале, вытеснена. Ей на смену пришло ошеломляющее чувство освобождения. Будто не только Крабата спасла сила любви, но и тебя самого кто-то большой и сильный взял за руку и вывел в большой и светлый мир, где некого бояться.
Вырастая, понимаешь, что никто не придёт и не заберёт тебя из тьмы, если тебе довелось в ней очутиться. Лишь ты сам способен выбраться оттуда. Быть может, по пути забрав с собой и тех, кто тоже надеется и ждёт. Только ещё не научился видеть выход или ещё не имеет сил, чтобы к нему идти.

@музыка: The Flirts - Physical Attraction