Сусанна Георгиевская "Тётушка Зубная Боль"
Эту историю нельзя назвать настоящей сказкой, потому что никаких сверхъестественных событий там не происходит. Двое детей - москвичка Маша и эстонец Ганс, подружившиеся в пригороде Таллина - ведут расследование. Вот нить расследования и связана со сказками.
читать дальше
Теперь я взрослый, и мысли у меня неправильные. Теперь я вполне могу подумать, что повесть эта явилась политическим заказом, чтобы показать единство народов РСФСР и братской Эстонской ССР. Что в ней отражено эталонное поведение, как жители разных республик должны относиться друг к другу. Могу подумать. Но не стану. Лучше подумаю о том, как хорошо, что прочитал эту повесть в детстве, когда всяческих бэкграундных мыслей по определению возникать не могло.
Тётушка Зубная Боль - персонаж сказки Ганса-Христиана Андерсена. Автор подаёт её, как наброски на обрывках, случайно оказавшихся в его руках. Как и в каждой сказке Андерсена каждый пройденный возраст открывает в тексте свои слои. Коротко говоря, сюжет о том, как для студента, страдающего от зубной боли, в единое целое соединились два образа: заботливой тётушки, толкающей его на путь поэта, и призрака зубной боли, грозящего немыслимыми мучениями, если студент ещё хоть раз обратится к поэзии.
В Андерсеновском тексте мне больше всего понравился удивительный абзац, напомнивший мне жаркие Форумные споры по любой из тем нашего бытия: "Я стал рассматривать бесчисленные разветвления жилок. По листку ползала маленькая букашка, словно задавшаяся целью обстоятельно изучить его, и я невольно вспомнил о человеческой мудрости. Ведь и мы все ползаем по маленькому листку, знаем один лишь этот листок и все-таки сплеча беремся читать лекцию о всем великом дереве — и о корне его, и о стволе, и о вершине: мы толкуем и о Боге, и о человечестве, и о бессмертии, а знаем-то всего-навсего один листок!"
Сюжет Георгиевской разворачивается в реальном мире. И никакого приключения не случилось бы, если бы не тени. В сказке есть две таинственных, острых, царапающих главы, которые и служат фундаментом всей истории: "Длинная тень" и "Час теней". Убери их, и текст расползётся, станет невнятным, ненужным. "Длинная тень" даёт завязку.
"- Маша, - сказал он однажды шёпотом, - ты видела? Нет, погляди, погляди... Вот он, вот!.. Теневой человек у изгороди.
- Какой ещё такой теневой человек?
И вдруг Маша сама увидела...
От большого дерева, что на той стороне проезжей дороги, когда садилось солнце, осторожненько отделилась тень. Очень длинная!.. Высокая, узкая...
Был ветер - ветки дерева едва приметно раскачивались, и получалось, что человек закутан в плащ. Плащ шевелится. А зубы у человека подвязаны были большим носовым платком. Кончики носового платка - словно уши у зайца.
Никто почему-то не обращал на него внимания".

"Час теней" дарит почти мистическую атмосферу наползающих сказочных сумерек, где реальный мир пересекается с царством теней. И на грани пересечения возможны любые чудеса. Несколькими абзацами рисуется странное пространство, наполненное различными тенями. И даже кажется, что рядом бродят тени, у которых нет изначального предмета. Тени, которые сами по себе. Именно от этих теней и не знаешь, чего ждать. А неизвестное будоражит, тревожит, заставляет беспокоиться.
"Ребята шептались, а на дорогах сада уже лежали легчайшие тени от изгороди; каждый горшок с цветами нашёл своего короткого двойника, словно брата, который прятался целый день. Стал отчётливо слышен шум моря. А раз начинался прилив, это значило, что поднялся ветер. От деревьев в лесу, напротив проезжей дороги, отделились длиннющие тени - колеблющиеся, призрачные.
И опять, опять подошёл человек в большущей шапке к саду тёти Милэ".
И Ганс, и Маша - дети неравнодушные. Поверив в теневого студента, они верят и в его страдания. И жаждут избавить студента от ужасающей боли. Как это сделать? Да очень просто! Надо отыскать Тётушку Зубную Боль и попросить её... да что попросить - потребовать немедленно прекратить истязания. Но где её найти? Взрослый вряд ли ответил бы на этот вопрос. Но для детей и тут найти ответ проще простого. Разумеется, она прячется там, где много сладостей.
И дети отправляются в Таллин. Под ответственность Ганса. Если Маша ведёт себя как напуганная маленькая девчушка, то Ганс, по возрасту не намного старше её, выглядит истинным джентльменом. Он и лоцман, и штурман, и капитан этого путешествия. Исследуя Таллин, дети оказываются то в кафе-мороженом, то в кондитерской, то на выставке достижений народного хозяйства, а потом проникают даже за ворота знаменитой фабрики "Калев", продукция которой славилась на весь Союз.
Финал истории странный, вполне реальный и ничуть не сказочный. Поэтому после последней страницы остаётся чувство лёгкого недоумения и даже разочарованности. Однако две главы, наполненные тенями - вот повод всё же прочитать эту историю о поиске сказки среди улочек Таллина, каким он был во второй половине 20-го века.