Издалека Сан-Джиминьяно похож на Манхэттен песочных тонов, и эти вытянутые прямоугольные контуры выгодно выделяют его среди остальных городков Тосканы. По словам русского искуствоведа Муратова "Башни составляют гордость и славу Сан-Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сиенских “фресканти”. В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии". И если в Шекспировской Вероне кипели страсти между Монтекки и Капулетти. То в Сан-Джиминьяно тоже разворачивалось нешуточное соперничество. Потомки славных враждующих родов давно сгинули в песках времени, но вечным памятником непримиримости остались башни - Башня Сальвуччи и Башня Ардингелли.
читать дальше

Догадливый ум сообразит, что приставка "Сан" явно предшествует имени человека, возведённого в ранг святых. Так оно и есть. Когда армия Атиллы вторглась в Италию, Джиминьяно, вышедший из городка, уговорил неистового воителя не трогать поселение. Уцелевший городок радостно назвался именем спасителя. В период расцвета над Сан-Джиминьяно высились аж 72 башни. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то любое из подобных поселений тех мест могло похвастаться такими же высотками. А уж Флоренция и Сиенна имело их целые россыпи. Однако указы владык предписали разрушить башни. Правда, как и в наши времена, строгость законов компенсировалась их неисполнительностью. Даже если вы не доберётесь до Сан-Джиминьяно, но будете располагать днём во Флоренции, то можете отыскать в столице Тосканы башни, подобные Сан-Джиминьяно. Просто они затерялись среди домов новых поколений.
В настоящее время богатеям легко меряться рейтингом значимости. Достаточно дождаться выхода списка журнала Форбс и с радостным вожделением или неприязненным недоумением увидеть свой номер в этом списке. Поразмыслить о причинах своего взлёта или падения, наметить тех, кого следует обогнать за календарный год - до выхода следующего списка.

В средневековой Италии подобные выяснения не могли быть столь же простыми. И в самом деле, не сидеть же самым богатым гражданам каждый день на городской площади, пересчитывая свои монеты. Как с одного взгляда понять, кому тут живётся всех богаче и счастливее? Как определить, чьё семейство сильнее и могущественнее? Оказывается, такая возможность имелась и выражалась одним словом.
Башня.
Башня, в которой проживало семейство. С первого взгляда кажется, что жить в башне не слишком удобно. Особенно, если учесть, что лифтами средневековые сооружения не располагали. Наверное, так оно и было. Но модная одежда, которая подчёркивает твой престиж, тоже не всегда удобна. Порой она узка, порой излишне мешковата, порой не спасает от холода. Однако обладатель престижной марки готов идти на жертвы, лишь бы явить себя во всём великолепии. Высота и внешний вид башни лучше всякой одежды говорили о достоинствах тех, чьим местом жительства являлась.

Наверное, для людей тех времён настоящим волшебством казался миг, когда они выходили на вершину башни и с гордостью понимали - выше их никого. Только птицы. И соседи вынуждены взирать на тебя снизу вверх с таких же площадок. Если только не станут немного богаче и не надстроят ещё один этаж. И вот тогда уже надо начинать беспокоиться.
Интересно, что число сохранившихся башен в городке Сан-Джиминьяно - это величина переменная =)
Начнём с воспоминаний историка Анциферова, посетившего Сан-Джиминьяно в 1912 году: "Лучше, чем мы подошли к Сан-Джиминьяно, подойти было нельзя. В полном мраке как мгновенное видение средних веков, возник перед нами город одиннадцати башен, блеснул романтическим видением и исчез. Он предстал перед нами, как черный силуэт, вычерченный тушью на светлом небе, озаренном молнией при страшном грохоте грома, подхваченного эхом ущелий. И, словно в ответ на этот удар, с другой стороны сверкнула молния. На этот раз Сан-Джиминьяно весь озарился фосфорическим блеском на фоне черного призрачного неба. Так все время возникал и исчезал он перед нами, поглощаемый мраком, пока мы не подошли к его воротам".
А вот записки художника М. В. Добужинского: "И вот из-за поворота появляется вдали странный город: на верхушке горы стоят, точно щетина, его 13 прямоугольных башен. С каждым поворотом этот сказочный город растет, и все четче различаю узкие, высокие башни. Наконец въезжаем на гулкие камни улиц и останавливаемся на минуту освежиться в альберго26 “Белого льва”. Пахнет вином и оливковым маслом, женщины сидят у дверей, высовываются головы из окон соседних домов. Мертвые высокие сторожевые башни здесь, вблизи, кажутся еще страннее. Что они стерегут? Эту тихую жизнь или те божественные произведения, которые живут здесь в церквах уже пятый век со дня своего рождения?"

Теперь посмотрим записки нашей современницы: "Сейчас сохранилось только 15 (я знаю, что во многих путеводителях пишут 13, но все-таки больше доверия городским источникам, к тому же, я собственноручно башни проинвентаризировала – точно, 15)".
Так сколько же этих башен? 11, 13 или 15? Было бы ещё не так удивительно, если бы число башен уменьшалось. Но в данном случае всё наоборот - оно возрастает. Словно давным-давно "лишние" башни спасли от разрушения, укрыв покрывалом-невидимкой. И вот теперь волшебное полотно постепенно истлевает, выпуская на белый свет одну за другой ранее спрятанные башни.
В произведении "Гений места", вышедшего из-под пера Петра Вайля есть такие строчки: "На всю эту каменную растительность смотришь снизу вверх. Улицы узки, площади тесны. Средневековые башни размещены так, что с наблюдателя падает кепка, напоминая о необходимости смирения". Но эти слова явно не относились к тем, кто взирал на мир с высоты собственной башни.
А если смотреть снизу вверх, то любая из башен Сан-Джиминьяно кажется Дорогой В Небеса. Такой крепкий каменный мост. И кажется, что можно как-то исхитриться и взбежать по нему к самому небу.

А может заставляли бегать прислугу )))
Не в тему. Поздравляю с прошедшим Днем Рождения! Всего самого наилучшего )))
Спасибо за поздравление. Был рад его получить именно от Вас.