"Дагон" (фильм ужасов). Не то, чтобы шедеврально. И не то, чтобы сразу забыть.
несколько абзацев мыслей, скриншот и кавер
Фильм обнаружил на ДВД, посвящённом творчеству Брайана Юзны. Режиссёром "Дагона" является Гордон Стюарт. Юзна числится, как продюссер. Но, ещё со времён "Реаниматора", эта парочка любит творить шедевры в жанре "хоррор" вместе.
Полем для сюжета послужил рассказ "Тень над Иннсмутом" Лавкрафта. Несмотря на многолетнюю тягу к ужасам, меня трудно занести в поклонники творчества Лавкрафта. Я не воспринял нечеловеческих богов, из который наибольшую известность приобрёл Ктулху. И атмосфера нагнетающего ужаса прошла мимо меня и догнала разве что в Кинговском "Крауч-Энде", основанном на существах, схожих с выдуманными Лавкрафтом. Экранизации классика хоррора меня тоже особо не зацепили, за исключением фильма "Дом Ктхулху" (в те времена он звался "Дом Тсулгу"), в котором ни от Лавкрафта, ни от оригинального Ктхулху ничего нет.
Сюжет нельзя назвать замысловатым. Вернее, во времена Лавкрафта, он мог показаться открытием. Но с той поры его нещадно эксплуатировали стони иных авторов. Севшую на мель яхту, покидает парочка, чтобы привезти помощь двум оставшимся на корабле друзьям помощь из рыбацкой деревеньки. Пустынные улочки, застроенные обшарпанными домами, вкупе с пасмурными небесами и моросящим дождём вызывают тревожную тоску. Сознание, которому скормили не один десяток подобных историй, привычно убегает вперёд, логично подразумевая, что на этом ьерегу ни помощи, ни счастья героям не сыскать. Так и происходит. Главный герой теряет спутницу и вынужден постоянно избегать непрекращающихся атак праздношатающихся рыбо-людей, больше похожих на ободранных зомби.
Фильм привлёк идеей призыва сторонних божеств. Нам покажут деревеньку, отвернув время на поколение назад. Рыба ушла из этих вод, и на селение накатили нищета и голод. В этот момент капитан Орфеус Камбарро с бешеными глазами начинает россказни о морском боге Дагоне, который готов принять покровительство над попавшими в беду. Отринувшие старую веру обнаруживают в сетях кроме рыбы загадочные золотые украшения. Но чем сильнее распространяется культ нового бога, тем меньше остаётся человеческого в жителях селения.
Наблюдая это, я подумал, что уже видел это в реальной жизни. Глобализация формирует массовое сознание, которое устанавливает рамки дозволенного. Но стоит вырвать группу человеческих индивидуумов из глобального общества, и в группе этой начинается размывание правил, условий, устоев, моральных ценностей. Шаг за шагом этот процесс показан в "Повелителе мух", здесь же создатели ставили цель больше напугать зрителей, чем заставить задуматься. Но посыл вполне прослеживается: кто обеспечивает комфортную и сытую жизнь, тот и бог. И нет разницы, кто это: спрутообразный бог из морских глубин, выдуманный Лафкрафтом, или улыбчивый бандит из сериалов 90-х, щедро рассыпающий богатство перед "своими" и защищающий их от посягательств "чужих". Книги былых времён давно ушли в прошлое, но лозунг "Бытиё определяет сознание" по-прежнему живее всех живых. И, наблюдая перерождение деревеньки, понимаешь, как инстинкт самосохранения и стремление выжить подменяют человеческое в тех жителях, которые выбрали себе нового бога.
Надо заметить, рыбо-человеки не вызывают чувство страха. Скорее, они противны. Поэтому я не удивился, узнав, о многочисленных попытках давления на режиссёра переделать их в вампиров или оборотней. Впрочем, пойди режиссёр на уступки, это сделало бы сюжет куда более унылым, ибо порвалась бы связь с лавкрафтовско-морскими божествами. И загадочное слово "Дагон" превратилось бы в пустышку. Быть может, Лавкрафт хотел исследовать кривую развития, на которой звери, обретя разум и мораль, превратились в людей. Но и люди - ещё не венец творения. Их ожидает новое перерождение. Уже не низведение до зверей, а нечто сверх. Вот только это "сверх" не имеет ничего общего с добром и гуманизмом, которое пытается проповедовать глобальное цивилизованное общество. Получаются те же звери, только непонятные нам, на ином уровне развития.

Лучом света в тёмном царстве явилось появление прелестной Макарены Гомес в роли Принцессы Юкси. Глядя на это кукольное личико, хочется если и не предложить сразу руку и сердце его хозяйке, то хотя бы оказать максимум знаков внимания или просто влюбиться. Впечатление от красотки, конечно, заметно меняется, когда вместо прелестных ног обнаруживаются два осьминожих щупальца (а спрутов я побаиваюсь не меньше, чем пауков). Куда симпатичней Принцесса представала в самом начале фильма, где главный герой видел странные сны о глубинах, в которые сквозь таинственные врата его увлекает загадочно улыбающаяся русалка. Впрочем, моё сознание мигом научилось восхищаться верхней половиной Юкси и не замечать нижнюю. Маска несчастья, трагичный голос, наполненные печалью глаза - этого вполне достаточно, чтобы захотеть взять под покровительство столь трогательное создание. Правда, выясняется, что в характере Принцессы наличествует и стальной стержень. При проведении ритуала она уже выглядит Верховной Жрицей, не знающей ни пощады, ни снисхождения. Голос суров, движения отточены, глаза уже заполняет не печаль, а непреклонность. Видно, что такой не стоит становиться поперёк пути.
Главный герой оказывается избранником. Своим. Тем, кому суждено стать началом новой цивилизации. Разумеется, женившись на Принцессе. Несмотря на все попытки убежать, которыми наполнена вторая половина картины, он оказывается в тех самых глубинах перед теми самыми вратами сквозь которые его и увлекает прелестная Принцесса Юкся. Вот причина, ради которого стоит досмотреть "Дагон" до финала. Этот момент несколько искупает мрачность фильма и перенасыщенность его откровенно отвратными персонажами. Колышущаяся вода. Блики света. Танцы теней. Всё это рождает в душе какое-то мистическое чувство, словно не главный герой, а ты сам скользишь сквозь врата в неведомую подводную страну. А так как человеку свойственно видеть собственное будущее в радужных тонах, то переносишь эту перспективу и на главного героя. Вот и кажется, что, несмотря на всю предыдущую ужасающую обстановку, герою теперь предстоит провести необыкновенную и интересную жизнь. Если он, конечно, будет слушаться Принцессу, связанную теперь с ним вечными узами. =)

несколько абзацев мыслей, скриншот и кавер
Фильм обнаружил на ДВД, посвящённом творчеству Брайана Юзны. Режиссёром "Дагона" является Гордон Стюарт. Юзна числится, как продюссер. Но, ещё со времён "Реаниматора", эта парочка любит творить шедевры в жанре "хоррор" вместе.
Полем для сюжета послужил рассказ "Тень над Иннсмутом" Лавкрафта. Несмотря на многолетнюю тягу к ужасам, меня трудно занести в поклонники творчества Лавкрафта. Я не воспринял нечеловеческих богов, из который наибольшую известность приобрёл Ктулху. И атмосфера нагнетающего ужаса прошла мимо меня и догнала разве что в Кинговском "Крауч-Энде", основанном на существах, схожих с выдуманными Лавкрафтом. Экранизации классика хоррора меня тоже особо не зацепили, за исключением фильма "Дом Ктхулху" (в те времена он звался "Дом Тсулгу"), в котором ни от Лавкрафта, ни от оригинального Ктхулху ничего нет.
Сюжет нельзя назвать замысловатым. Вернее, во времена Лавкрафта, он мог показаться открытием. Но с той поры его нещадно эксплуатировали стони иных авторов. Севшую на мель яхту, покидает парочка, чтобы привезти помощь двум оставшимся на корабле друзьям помощь из рыбацкой деревеньки. Пустынные улочки, застроенные обшарпанными домами, вкупе с пасмурными небесами и моросящим дождём вызывают тревожную тоску. Сознание, которому скормили не один десяток подобных историй, привычно убегает вперёд, логично подразумевая, что на этом ьерегу ни помощи, ни счастья героям не сыскать. Так и происходит. Главный герой теряет спутницу и вынужден постоянно избегать непрекращающихся атак праздношатающихся рыбо-людей, больше похожих на ободранных зомби.
Фильм привлёк идеей призыва сторонних божеств. Нам покажут деревеньку, отвернув время на поколение назад. Рыба ушла из этих вод, и на селение накатили нищета и голод. В этот момент капитан Орфеус Камбарро с бешеными глазами начинает россказни о морском боге Дагоне, который готов принять покровительство над попавшими в беду. Отринувшие старую веру обнаруживают в сетях кроме рыбы загадочные золотые украшения. Но чем сильнее распространяется культ нового бога, тем меньше остаётся человеческого в жителях селения.
Наблюдая это, я подумал, что уже видел это в реальной жизни. Глобализация формирует массовое сознание, которое устанавливает рамки дозволенного. Но стоит вырвать группу человеческих индивидуумов из глобального общества, и в группе этой начинается размывание правил, условий, устоев, моральных ценностей. Шаг за шагом этот процесс показан в "Повелителе мух", здесь же создатели ставили цель больше напугать зрителей, чем заставить задуматься. Но посыл вполне прослеживается: кто обеспечивает комфортную и сытую жизнь, тот и бог. И нет разницы, кто это: спрутообразный бог из морских глубин, выдуманный Лафкрафтом, или улыбчивый бандит из сериалов 90-х, щедро рассыпающий богатство перед "своими" и защищающий их от посягательств "чужих". Книги былых времён давно ушли в прошлое, но лозунг "Бытиё определяет сознание" по-прежнему живее всех живых. И, наблюдая перерождение деревеньки, понимаешь, как инстинкт самосохранения и стремление выжить подменяют человеческое в тех жителях, которые выбрали себе нового бога.
Надо заметить, рыбо-человеки не вызывают чувство страха. Скорее, они противны. Поэтому я не удивился, узнав, о многочисленных попытках давления на режиссёра переделать их в вампиров или оборотней. Впрочем, пойди режиссёр на уступки, это сделало бы сюжет куда более унылым, ибо порвалась бы связь с лавкрафтовско-морскими божествами. И загадочное слово "Дагон" превратилось бы в пустышку. Быть может, Лавкрафт хотел исследовать кривую развития, на которой звери, обретя разум и мораль, превратились в людей. Но и люди - ещё не венец творения. Их ожидает новое перерождение. Уже не низведение до зверей, а нечто сверх. Вот только это "сверх" не имеет ничего общего с добром и гуманизмом, которое пытается проповедовать глобальное цивилизованное общество. Получаются те же звери, только непонятные нам, на ином уровне развития.

Лучом света в тёмном царстве явилось появление прелестной Макарены Гомес в роли Принцессы Юкси. Глядя на это кукольное личико, хочется если и не предложить сразу руку и сердце его хозяйке, то хотя бы оказать максимум знаков внимания или просто влюбиться. Впечатление от красотки, конечно, заметно меняется, когда вместо прелестных ног обнаруживаются два осьминожих щупальца (а спрутов я побаиваюсь не меньше, чем пауков). Куда симпатичней Принцесса представала в самом начале фильма, где главный герой видел странные сны о глубинах, в которые сквозь таинственные врата его увлекает загадочно улыбающаяся русалка. Впрочем, моё сознание мигом научилось восхищаться верхней половиной Юкси и не замечать нижнюю. Маска несчастья, трагичный голос, наполненные печалью глаза - этого вполне достаточно, чтобы захотеть взять под покровительство столь трогательное создание. Правда, выясняется, что в характере Принцессы наличествует и стальной стержень. При проведении ритуала она уже выглядит Верховной Жрицей, не знающей ни пощады, ни снисхождения. Голос суров, движения отточены, глаза уже заполняет не печаль, а непреклонность. Видно, что такой не стоит становиться поперёк пути.
Главный герой оказывается избранником. Своим. Тем, кому суждено стать началом новой цивилизации. Разумеется, женившись на Принцессе. Несмотря на все попытки убежать, которыми наполнена вторая половина картины, он оказывается в тех самых глубинах перед теми самыми вратами сквозь которые его и увлекает прелестная Принцесса Юкся. Вот причина, ради которого стоит досмотреть "Дагон" до финала. Этот момент несколько искупает мрачность фильма и перенасыщенность его откровенно отвратными персонажами. Колышущаяся вода. Блики света. Танцы теней. Всё это рождает в душе какое-то мистическое чувство, словно не главный герой, а ты сам скользишь сквозь врата в неведомую подводную страну. А так как человеку свойственно видеть собственное будущее в радужных тонах, то переносишь эту перспективу и на главного героя. Вот и кажется, что, несмотря на всю предыдущую ужасающую обстановку, герою теперь предстоит провести необыкновенную и интересную жизнь. Если он, конечно, будет слушаться Принцессу, связанную теперь с ним вечными узами. =)

@музыка: Tom Hooker - Only One
@настроение: жарко