В обилии информационного океана уже практически невозможно отследить то необычное, что могло бы по-настоящему зацепить. Когда каждый день выходят новые фильмы, трудно обернуться и тщательно выискивать нечто ценное в том, что осталось за спиной. В этот момент, как никогда, ценны советы тех, кто настроен с тобой на одну волну.
Ярослав Фоглар - Тайна головоломки

Фильм "Тайна головоломки" мне посоветовала девушка, которой (теперь уже) тоже нравится Прага, Чехия и всё, что с этим связано. Если бы не она, я бы прожил жизнь без этого фильма. Вселенской катастрофы бы не случилось, но было бы несколько обидно (впрочем, я бы просто об этом не знал =))).
Фильм снят по повести Ярослава Фоглара - известнейшего для Чехии писателя (в России с ним сравнился бы разве что Владислав Крапивин). Очень хорошо, что в самом начале фильма на фоне унылых окраин неизвестного чешского города, когда в уши льётся тревожная музыка органа, хорошо поставленный голос зачитывает чёткие строчки книжного предисловия. "С незапамятных времён тянется полная тайн история Вонтских закоулков. Пожалуй не найти другого такого места, где так бы кипела бурная никем не контролируемая жизнь мальчишек. Вряд ли ещё где-нибудь мальчишки жили такой странной даже дикой жизнью, как в этих улочках и переулках. Они вели свой образ жизни, враждебный ко всем чужакам и пришельцам. Но самые жестокие битвы Вонты издавна вели с мальчишками из соседнего района, называемого Другой Стороной. Никто из них не знал, что в лабиринте старых двориков и переходов лежала запорошенная пылью великая страшная тайна. Мимо этой тайны проходили целые поколения, пока судьба не распорядилась так, что мальчишки из клуба "Быстрые Стрелы", сами того не подозревая, начали распутывать тайные нити..." Очень выверенный, плавный, "застревающий" в памяти текст мигом вызывает уважение стильностью. И это уважение сразу же окрашивает нужными тонами ожидание того, что случится впереди.

Это история о мальчишках. Исключительно о мальчишках. Остальной мир либо не существует, либо служит всего лишь декорациями. С точки зрения общественных отношений это ирреально. У любого члена клуба "Быстрые стрелы" есть семья. Думаю, что и загадочные Вонты не являются беспризорниками. Но за весь фильм мы не увидели ни мать, ни отца, ни братьев, ни сестёр, ни дедушек или бабушек главных героев. Они предполагаются, но они вне показываемого нам мира, потому что в этом мире попросту не нужны. Это ирреально, но оно же и создаёт удивительную атмосферу оторванности. Я с удивлением узнавал эту атмосферу. Нет, в реале я никогда не окунался в неё. Но если в далёкие детские годы мне снился приключенческий сон, он мог быть связан (и - чаще всего!!! - был связан) со школой, но никогда с родственниками. Никогда. Снились ли Ярославу Фоглару подобные сны или он сумел мастерски придумать эту атмосферу? В любом случае "Трущобная трилогия", одной частью из которой стала "Загадка головоломки", превращается во вселенную, где живут мальчишки и только мальчишки.
Мир этот чётко делится на две страны. В светлой живут члены "Быстрых стрел", выпускающие новостную рукописную газету "Там-Там" и их конкуренты, которые тоже добывают славу нелёгким трудом народных журналистов.
Граница между мирами - трамвайная линия. За ней ряд домов, в которых Тёмная Арка, словно Чёрная Дыра, уводящая на сумеречную сторону - опасный район, контролируемый таинственной организацией Вонтов. Там и происходят все загадочные истории, освещением которых и славятся две конкурирующих газеты. Оттуда и пришла легенда о Ёжике в Клетке - решётчатого цилиндра, внутри которого грохочет шипастый шарик.
Неведомо, откуда явилась в этот район головоломка, как неизвестно, откуда взялся её прежний хозяин - мальчик-звонарь, о смерти которого ходят зловещие истории. На расследование этой смерти и отправляются "Быстрые стрелы", всё ближе подбираясь к Вонтам и всем, что с ними связано.

Счастье "Быстрых стрел", что контроль Вонтов за территорией ослаб из-за предстоящих выборов Верховного Вонта. И каждый житель сумеречной страны - Закоулков - должен определиться: за кого он, за Лосну или за Можняка?
Глазами мальчишек видишь, как сталкиваются две позиции: хоть и тёмное, но рыцарское, и уже взрослое, расчётливое. Если один претендент ищет путь к вершине достойными путями, то второй просто занимается банальным подкупом. Но в бедняцком районе, где рады каждой кроне, такой метод приносит плоды, и число сторонников "финансиста" заметно растёт. Все эта борьба переплетена с подземельями, которые связывают окрестные дома с заброшенным костёлом. А где-то рядом притаился потерянный Ёжик.
Добравшись до дневника погибшего звонаря, "Быстрые Стрелы" понимают, что внутри шарика спрятан какой-то важный секрет. Это заставляет их проводить почти всё время на территории Вонтов, которые, конечно же, не выносят шпионов на подконтрольной им земле. Погони, расследования, побеги, проникновения на тайные собрания - всё это собрано в цепочку захватывающего приключения, внутри которого неимоверно хочется оказаться.

Мальчишки всегда остаются мальчишками. Наверное поэтому Лосна - претендент на титул Верховного Вонта - оказавшись в безыходной ситуации, вынужден принять помощь "Быстрых Стрел". И в этот момент понимаешь, что "Быстрые Стрелы", которые по всем правилам должны считаться шпионами и быть немедленно биты, куда ближе к Лосне, чем его конкурент - Можняк, холодно и по-взрослому деловито подкупающий своих "избирателей". В этот момент понимаешь, что Вонты, которым чуточку не хватает, чтобы превратиться в банальную уличную банду, из-за этой чуточки ещё не бандиты, а всё те же мальчишки, Правила которых ещё не успели стать Понятиями.
У фильма нет хеппи-энда. Финал очень жизненный. Ёжик уходит из рук, жаждущих обладания им. Утратив связующий символ, Вонты распались на отдельные группы. Ведь те, кто вкусили денег, не прозрели и не стали хорошими. Они просто шагнули в мир взрослых, где всё покупается и продаётся, чуть раньше, чем это предстояло сделать тем, кто отчаянно цеплялся за ритуалы. Ритуалы - обещание сказки. Деньги - понимание, что, обладая ими, творишь мир по своему разумению и одновременно расстаёшься с иллюзиями о Высших Силах.

Два момента, которые мне особенно понравились.
1. Мне показали самый счастливый день хорошего человека. Глазами мальчишек строчки дневника ожили и представили Янека-звонаря в день исполнения его мечты. Когда видишь человека, у которого сбылось желание, к которому он шёл через невероятное множество преград и трудностей, на сердце становится тепло, словно его укутали мягким одеялом.
2. Обычно создатели фильма, чтобы сохранить недосказанность, не раскрывают секрет головоломки. И от этого, когда по экрану побегут финальные титры, остаётся разочарование. Здесь же мне показали Ёжика вне клетки, будто выполнили негласное обещание. Но Ёжик сумел сохранить тайну даже после того, как головоломка решилась.

Почему же фильм "Тайна головоломки" несмотря на столь пронизывающую атмосферу, не обрел всесокрушающую славу? Мне кажется, потому что его выход пришёлся на 90-е годы прошлого века, когда невероятно вырос спрос на мистицизм. Ведь тайна, прячущаяся внутри ёжика, не призывала могучие силы потусторонья. Поэтому китайский кубик Клайва Баркера, из которого выросла эпопея "Восставший из Ада", стал более востребованным, чем симпатичный, но остающийся в реальном мире "Ёжик в клетке".
Тем не менее, я очень рад, что такие фильмы снимали. Всё-таки необозримый океан информации таит в себе преимущества. Раньше я годами бы ждал, шерстя глазами ТВ-программу в надежде не пропустить этот фильм. Сейчас же я просто выкачиваю его и смотрю. Я даже знаю, что кроме этого фильма 1993 года существует одноимённый сериал, снятый аж в 1969 году. Надо будет поискать его и сравнить. И жаль, что Ярослава Фоглара не переводят на русский. Очень хочется знать, какие ещё приключения выпали на долю "Быстрых Стрел". Ведь все мальчишки этого клуба после просмотра кажутся хоть далёкими, но самыми настоящими друзьями.
скриншоты позаимствованы с сайта , где можно посмотреть и другие интересные кадры
Ярослав Фоглар - Тайна головоломки

Фильм "Тайна головоломки" мне посоветовала девушка, которой (теперь уже) тоже нравится Прага, Чехия и всё, что с этим связано. Если бы не она, я бы прожил жизнь без этого фильма. Вселенской катастрофы бы не случилось, но было бы несколько обидно (впрочем, я бы просто об этом не знал =))).
Фильм снят по повести Ярослава Фоглара - известнейшего для Чехии писателя (в России с ним сравнился бы разве что Владислав Крапивин). Очень хорошо, что в самом начале фильма на фоне унылых окраин неизвестного чешского города, когда в уши льётся тревожная музыка органа, хорошо поставленный голос зачитывает чёткие строчки книжного предисловия. "С незапамятных времён тянется полная тайн история Вонтских закоулков. Пожалуй не найти другого такого места, где так бы кипела бурная никем не контролируемая жизнь мальчишек. Вряд ли ещё где-нибудь мальчишки жили такой странной даже дикой жизнью, как в этих улочках и переулках. Они вели свой образ жизни, враждебный ко всем чужакам и пришельцам. Но самые жестокие битвы Вонты издавна вели с мальчишками из соседнего района, называемого Другой Стороной. Никто из них не знал, что в лабиринте старых двориков и переходов лежала запорошенная пылью великая страшная тайна. Мимо этой тайны проходили целые поколения, пока судьба не распорядилась так, что мальчишки из клуба "Быстрые Стрелы", сами того не подозревая, начали распутывать тайные нити..." Очень выверенный, плавный, "застревающий" в памяти текст мигом вызывает уважение стильностью. И это уважение сразу же окрашивает нужными тонами ожидание того, что случится впереди.

Это история о мальчишках. Исключительно о мальчишках. Остальной мир либо не существует, либо служит всего лишь декорациями. С точки зрения общественных отношений это ирреально. У любого члена клуба "Быстрые стрелы" есть семья. Думаю, что и загадочные Вонты не являются беспризорниками. Но за весь фильм мы не увидели ни мать, ни отца, ни братьев, ни сестёр, ни дедушек или бабушек главных героев. Они предполагаются, но они вне показываемого нам мира, потому что в этом мире попросту не нужны. Это ирреально, но оно же и создаёт удивительную атмосферу оторванности. Я с удивлением узнавал эту атмосферу. Нет, в реале я никогда не окунался в неё. Но если в далёкие детские годы мне снился приключенческий сон, он мог быть связан (и - чаще всего!!! - был связан) со школой, но никогда с родственниками. Никогда. Снились ли Ярославу Фоглару подобные сны или он сумел мастерски придумать эту атмосферу? В любом случае "Трущобная трилогия", одной частью из которой стала "Загадка головоломки", превращается во вселенную, где живут мальчишки и только мальчишки.
Мир этот чётко делится на две страны. В светлой живут члены "Быстрых стрел", выпускающие новостную рукописную газету "Там-Там" и их конкуренты, которые тоже добывают славу нелёгким трудом народных журналистов.
Граница между мирами - трамвайная линия. За ней ряд домов, в которых Тёмная Арка, словно Чёрная Дыра, уводящая на сумеречную сторону - опасный район, контролируемый таинственной организацией Вонтов. Там и происходят все загадочные истории, освещением которых и славятся две конкурирующих газеты. Оттуда и пришла легенда о Ёжике в Клетке - решётчатого цилиндра, внутри которого грохочет шипастый шарик.
Неведомо, откуда явилась в этот район головоломка, как неизвестно, откуда взялся её прежний хозяин - мальчик-звонарь, о смерти которого ходят зловещие истории. На расследование этой смерти и отправляются "Быстрые стрелы", всё ближе подбираясь к Вонтам и всем, что с ними связано.

Счастье "Быстрых стрел", что контроль Вонтов за территорией ослаб из-за предстоящих выборов Верховного Вонта. И каждый житель сумеречной страны - Закоулков - должен определиться: за кого он, за Лосну или за Можняка?
Глазами мальчишек видишь, как сталкиваются две позиции: хоть и тёмное, но рыцарское, и уже взрослое, расчётливое. Если один претендент ищет путь к вершине достойными путями, то второй просто занимается банальным подкупом. Но в бедняцком районе, где рады каждой кроне, такой метод приносит плоды, и число сторонников "финансиста" заметно растёт. Все эта борьба переплетена с подземельями, которые связывают окрестные дома с заброшенным костёлом. А где-то рядом притаился потерянный Ёжик.
Добравшись до дневника погибшего звонаря, "Быстрые Стрелы" понимают, что внутри шарика спрятан какой-то важный секрет. Это заставляет их проводить почти всё время на территории Вонтов, которые, конечно же, не выносят шпионов на подконтрольной им земле. Погони, расследования, побеги, проникновения на тайные собрания - всё это собрано в цепочку захватывающего приключения, внутри которого неимоверно хочется оказаться.

Мальчишки всегда остаются мальчишками. Наверное поэтому Лосна - претендент на титул Верховного Вонта - оказавшись в безыходной ситуации, вынужден принять помощь "Быстрых Стрел". И в этот момент понимаешь, что "Быстрые Стрелы", которые по всем правилам должны считаться шпионами и быть немедленно биты, куда ближе к Лосне, чем его конкурент - Можняк, холодно и по-взрослому деловито подкупающий своих "избирателей". В этот момент понимаешь, что Вонты, которым чуточку не хватает, чтобы превратиться в банальную уличную банду, из-за этой чуточки ещё не бандиты, а всё те же мальчишки, Правила которых ещё не успели стать Понятиями.
У фильма нет хеппи-энда. Финал очень жизненный. Ёжик уходит из рук, жаждущих обладания им. Утратив связующий символ, Вонты распались на отдельные группы. Ведь те, кто вкусили денег, не прозрели и не стали хорошими. Они просто шагнули в мир взрослых, где всё покупается и продаётся, чуть раньше, чем это предстояло сделать тем, кто отчаянно цеплялся за ритуалы. Ритуалы - обещание сказки. Деньги - понимание, что, обладая ими, творишь мир по своему разумению и одновременно расстаёшься с иллюзиями о Высших Силах.

Два момента, которые мне особенно понравились.
1. Мне показали самый счастливый день хорошего человека. Глазами мальчишек строчки дневника ожили и представили Янека-звонаря в день исполнения его мечты. Когда видишь человека, у которого сбылось желание, к которому он шёл через невероятное множество преград и трудностей, на сердце становится тепло, словно его укутали мягким одеялом.
2. Обычно создатели фильма, чтобы сохранить недосказанность, не раскрывают секрет головоломки. И от этого, когда по экрану побегут финальные титры, остаётся разочарование. Здесь же мне показали Ёжика вне клетки, будто выполнили негласное обещание. Но Ёжик сумел сохранить тайну даже после того, как головоломка решилась.

Почему же фильм "Тайна головоломки" несмотря на столь пронизывающую атмосферу, не обрел всесокрушающую славу? Мне кажется, потому что его выход пришёлся на 90-е годы прошлого века, когда невероятно вырос спрос на мистицизм. Ведь тайна, прячущаяся внутри ёжика, не призывала могучие силы потусторонья. Поэтому китайский кубик Клайва Баркера, из которого выросла эпопея "Восставший из Ада", стал более востребованным, чем симпатичный, но остающийся в реальном мире "Ёжик в клетке".
Тем не менее, я очень рад, что такие фильмы снимали. Всё-таки необозримый океан информации таит в себе преимущества. Раньше я годами бы ждал, шерстя глазами ТВ-программу в надежде не пропустить этот фильм. Сейчас же я просто выкачиваю его и смотрю. Я даже знаю, что кроме этого фильма 1993 года существует одноимённый сериал, снятый аж в 1969 году. Надо будет поискать его и сравнить. И жаль, что Ярослава Фоглара не переводят на русский. Очень хочется знать, какие ещё приключения выпали на долю "Быстрых Стрел". Ведь все мальчишки этого клуба после просмотра кажутся хоть далёкими, но самыми настоящими друзьями.
скриншоты позаимствованы с сайта , где можно посмотреть и другие интересные кадры
@музыка: Hana & Dana - Closer