Довелось посмотреть «Маленькая Баба-яга» в постановке Пермского театра кукол. Спектакль получился очень сильный. Взрослому зрителю, привыкшему воспринимать идеи напрямую - через картинку фильма, не так уж просто смотреть спектакль, действие которого разыгрывают куклы. Но тут надо отключить взрослые заморочки, не выискивая тех, кто ведёт действующие лица, и не задумываясь, как всё там организовано, а глядеть лишь на первый план глазами человека, ещё не знающего, что в фильмах играют артисты, а книги пишет автор. И тогда всё включается, как надо.
Маленькая Баба-яга
Главная героиня - типичный образ волшебника-недоучки, который умеет ворочать скрытыми силами, да только не в заданном направлении. Ориентиром, который выправит её путь, здесь станет ежегодный брокенский шабаш, куда ей путь закрыт по причине юного 127-летнего возраста. Чтобы войти в мир маленькой Бабы-яги, одиноко обучающейся волшебству в компании старого ворона Абрахаса, надо хорошо понимать три вещи. Первая - даже если у тебя получается всё наперекосяк - ты всё равно классный. Вторая - ожидание праздника, как в череде нескончаемых однообразных будней грядущий поход на редкую дискотеку, где под ласкающие душу мелодии ты будешь танцевать среди разноцветных огней в чарующей темноте. И третья - Брокен, как место силы мира ведьм, странная гора, вершиной вспарывающая облака (и когда стоишь на ней, то чувствуешь скрытую необычность даже при окружающей обыденности).
Если ведьма или колдунья могут быть маленькими девочками, то Баба-яга лишена милого юного облика даже при детской непосредственности. Но характер сверхъестественных существ не в том, чтобы отмеренные им века провести, забившись в щель. И маленькая Баба-яга, ведомая юношеским бунтарством, конечно же, тайком отправится на запретный Брокен. И, конечно же, будет поймана. Ведь Брокен - награда, и надо совершить подвиг, чтобы её заслужить. Таковым подвигом здесь станет обещание за год превратиться в хорошую ведьму и сдать сложный экзамен по колдовству. Как Негоро, подложивший под судовой компас магнит, добивается, что «Пилигрим» вместо Южной Америки уходит в Африку, так и ворон Абрахас сбивает маленькую Бабу-ягу с пути ведьмы, направляя желающую стать хорошей ведьмой на свершение хороших поступков. А это обязательно приведёт к появлению у неё друзей уже не в мире ведьм, а в мире людей.
Мир кукол - это не только они сами. Это ещё то, что их окружает. Спектакль начинается в темноте, где видны лишь четыре могучих дерева и громадная бледная Луна за их ветвистыми рогами. В темноте сцену наполняют движущиеся фигуры, и непонятно, кто это. Лесные звери, чей облик не угадать из-за тьмы? Тёмные духи как признак сверхъестественного мира? Деревья, раскачиваемые порывами сильной бури, где только четыре громады могут противиться этой силе? Но смутные фигуры служат мостиком от зала, где сидишь ты, к сцене, где всё и будет происходить. А хороших сценических решений тут немало. Как показать невидимый ток магии? А просто заставить руки светиться в те минуты, когда их хозяйка творит волшебство. Да и сами ведьмы озарены мрачными тонами, как скрытое внутри них злое волшебство. Маленькая Баба-яга - единственная, чей облик прописан до малейших чёрточек. Все остальные ведьмы – лишь безликие высокие согбенные фигуры. Так ребёнок видит согнувшегося над ним взрослого, когда тот за что-то его отчитывает. Хорошо выбирать места в первых рядах, и тогда ведьмы на шабаше пролетят над тобой, а ты словно прикоснёшься к таинствам их дискотеки, где они становятся мрачной цветомузыкой.
Финал спектакля решён не по-пройслеровски, а по-андерсеновски. Несмотря на блистательно продемонстрированные знания, маленькая Баба-яга не получает заветный приз, ведь прошедший год был для неё наполнен хорошими делами, а ведьма (тем более, хорошая ведьма в ведьминском смысле этого слова) должна людям вредить. И маленькой Бабе-яге откроется путь на Брокен, если она превратит в лесные деревья подружившихся с ней деревенских парнишку и девочку. Если же нет, то к утру мир останется без неё самой. Но как Русалочка не может вонзить кинжал в сердце Принца, так и маленькая Баба-яга не направит свои способности против тех, кому помогала весь год. Вместо этого она разжигает костёр из мётел и колдовских книг, стирая из мира всех ведьм. Абрахас скорбит, виня себя, что это он открыл дорогу к добрым делам, но маленькая Баба-яга не огорчается. Ведь у неё впереди ещё целая ночь. Для человека в возрасте 127 лет и месяц пролетит мигом, но если тебе всего семь или около того, то ночь - это порой почти бесконечность.
Мы не видим, как исчез ведьминский мир. Нам показывают просто лес и одинокого Абрахаса в нём. Возвращаясь к вопросу, легко ли воспринимать сюжет через кукольный спектакль, скажу лишь, что здесь всё зависит от посыла. И если тебе демонстрируют характер, который увлекает, то уже без разницы, кто перед тобой: кукла, гвоздь или обгорелая спичка. Поэтому что в этот момент ты смотришь не глазами, но сердцем. А (как сказал когда-то Старый лис Маленькому принцу) самого главного глазами не увидишь, ведь зорко одно лишь сердце.
Довелось посмотреть «Маленькая Баба-яга» в постановке Пермского театра кукол. Спектакль получился очень сильный. Взрослому зрителю, привыкшему воспринимать идеи напрямую - через картинку фильма, не так уж просто смотреть спектакль, действие которого разыгрывают куклы. Но тут надо отключить взрослые заморочки, не выискивая тех, кто ведёт действующие лица, и не задумываясь, как всё там организовано, а глядеть лишь на первый план глазами человека, ещё не знающего, что в фильмах играют артисты, а книги пишет автор. И тогда всё включается, как надо.
Маленькая Баба-яга
Маленькая Баба-яга