Милые кости (экранизация)
Долгое время не хотел смотреть, ибо истории о девочках, убитых маньяками, обычно кровавы и противны до омерзения. Но тут наткнулся случайно и решил проверить, насколько верны мои предубеждения.
читать дальше
Так сильно я не ошибался очень давно. Создатели (а режиссёр фильма сам Питер Джексон) не ставили перед собой задачу показать ужасы мироздания или мрачную душу вселенского злодея. Практически полностью история посвящена 14-летней Сюзи Сэлмон. События её жизни и послесмертья. Тот участок, в котором мы захватываем Сюзи Сэлмон в нашем мире, наполнен светлыми тонами рассказа об обычной семье, где есть мама, папа, три ребёнка и приезжающая в гости бабушка. Сюзи Сэлмон - старшая из детей. Она не красавица (младшая сестра гораздо симпатичнее) и не дурнушка. Не вундеркинд и не глупышка. Перед нами самый обыкновенный человек четырнадцати лет с радостями и горестями, надеждами и комплексами. За этот не очень большой участок нам успевают показать столь много милых чёрточек Сюзи и её родных, что чувствуешь себя чуть ли не дальним родственником этого благополучного семейства. Вот они обедают, препираясь и возмущаясь, но как-то мягко и бесконфликто. А вот Сюзи вместе с отцом заталкивает в стеклянную бутыль ещё один корабль, которому только предстоит расправить мачты.
Человеку, которому суждено прервать жизнь Сюзи Сэлмон, тоже не свойственно демоническое обаяние и нечто, отвратительно пугающее. Такой легко бы затерялся в толпе, не привлекая ничьего внимания. Спроси о нём женщин, ответом будет равнодушное пожимание плечами и невыразительное: "Да так... никакой". И это важно, потому что к данному убийце нельзя испытывать чувство симпатии даже из-за скучающего противоречия. Поэтому амёба, исключающая из жизни яркую, энергичную, улыбающуюся Сюзи Сэлмон, сторонников в свои ряды не обретёт. Единственная его удивительная черта - невероятная трудоспособность. Вырыть за несколько дней полноценное убежище на кукурузном поле рядом со школой, не привлекая внимания: такое, наверное, можно увидеть только в кино. Во всём остальном это ничем не примечательный одиночка.
Но Сюзи Сэлмон вырывается из ловушки... Вернее, ей так кажется. И для зрителя начинается самая таинственная часть фильма, где потусторонье предстаёт отражением нашего мира, но... уже каким-то не таким. Сюзи врывается домой... Это её дом. Но он пустой. Он какой-то покинутый. Брошенный. С первой секунды ясно, что тут она никого не найдёт. Но и зрителя вслед за Сюзи продирает странное чувство неизвестности: где мы и что нас ждёт? Однако иная сторона мира не оказывается для Сюзи Сэлмон Страной Кошмаров. Здесь всё вдруг становится ярким, цветным, фантастичным, притягательным. Перед нами хотя и призрак, но всё та же Сюзи. Ничуть и никак не изменившаяся.
В реальном же мире пропажа дочери едва не приводит к распаду семьи. Отец теряет смысл жизни, мать в грусти уезжает в другой штат, брат и сестра растеряны. Стержнем семейства неожиданно становится бабушка, которая твёрдо заставляет разрозненные теперь планеты вновь встать на привычные орбиты Семейной системы. Здесь сюжет фильма снова ценен мелочами, как тот или иной человек переживает Большую Трагедию. И за всеми горестями наблюдает с той стороны Сюзи, которой от этого тоже грустно и печально.
Но, может, чуть грустнее, поскольку время для неё остановилось, а там, в оставленном мире, жизнь продолжается. И всё безупречное великолепие Запределья меркнет перед маленькими радостями, которые происходят с семьёй, которая сумела воссоединиться. Вырастает и влюбляется младшая сестра. Да и брат постепенно взрослеет. Родители вроде как и не изменились, только вид их стал более суровым и умудрённым. Стареет и убийца, чьи преступления всё же стараниями младшей сестры становятся раскрытыми. Ему приходится бежать. А потом и умереть по нелепой случайности. Чего весь остальной мир, благополучно от него избавленный, и не заметил.
Поставленная точка освобождает призрака Сюзи Сэлмон от привязки к миру живых. Ведь теперь она видит, что может оставить родных жить дальше. Они никогда не забудут Сузи, но её смерть не перечеркнула ни их жизни, ни жизнь семьи. И Сюзи, встреченная другими безвременно ушедшими девочками, отправляется за ещё одну грань. Во что-то ещё более светлое и яркое, но о котором рассказать невозможно, потому что оно за гранью того, что должны знать живые.
Фильм, невзирая о том, что рассказывает о страшной трагедии, оставляет на удивление светлое впечатление. Страх перед уходом в мир иной меркнет. И появляется понимание идеи фильма: какая бы катастрофа ни произошла, жизнь не остановилась. Она неумолимо уносит нас к чему-то новому. К новым победам или огорчениям. К изменениям. А если мы остановимся и замрём в печали и отчаянии, то с такой же грустью на нас будут взирать с той стороны, не в силах разорвать привязку и воспарить в неведомые, но прекрасные дали, куда (как надеются создатели фильма) попадут и все достойные, кто пока живёт здесь, в мире людей.
Милые кости (экранизация)
Долгое время не хотел смотреть, ибо истории о девочках, убитых маньяками, обычно кровавы и противны до омерзения. Но тут наткнулся случайно и решил проверить, насколько верны мои предубеждения.
читать дальше
Долгое время не хотел смотреть, ибо истории о девочках, убитых маньяками, обычно кровавы и противны до омерзения. Но тут наткнулся случайно и решил проверить, насколько верны мои предубеждения.
читать дальше