Сэмюэл Дилэни "Вавилон-17"
В беспрестанных космических войнах человечество и союзнические с ним расы начинают одерживать верх над противостоящим им противником. Но стабилизация успехов находится под угрозой из-за увеличившегося числа диверсий, удачно поражающих уязвимые места военных баз и городов. Военным специалистам удаётся перехватить радипередачу, но её шифр не может разгадать ни один криптографический отдел. Высокому начальству ничего не остаётся, как позвать на помощь очаровательную поэтессу со звучным именем Ридра Вонг. Жгущая сердца читателей неистовыми рифмами Ридра заинтересовывается поручением. Ей довольно быстро удаётся понять, что речь о шифре вовсе не идёт. Передача осуществлялась незакодированным языком. Вот только язык никому неизвестен.
С этого момента разгадка чужого языка становится для Ридры делом жизни. Уяснив из понятых обрывков, где произойдёт следующая диверсия, Ридра Вонг решает отбыть туда на космическом корабле и немедленно бросается набирать команду. Будущее Дилэни не слишком логично для современного читателя, знакомого с техническими новинками, которые Дилэни в 1966 году предугадать никак не мог. Зато у Дилэни потрясающая фантазия, которая вполне способна заполнить технические пустоты. Вот и космические корабли в этой вселенной управляются симбиозом команды практически на ментальном уровне.
Ряд приключений способен поставить эту повесть в разряд банальной авантюрной космической оперы. Если бы не действующая зацепка с языком. Постигая его тайны и возможности, главная героиня меняется, превращаясь в супероружие и переставая быть Ридрой Вонг. "Ты - то, на чьём языке мыслишь" - эту мысль можно вывести главной линией произведения. И это большой плюс. А минус - читатель не получит в финале "Вавилон-17". Это не расказ Пьера Буля "Сколько весит сонет", где читателю предоставляется каждая буква утраченного текста, а затем и весь сонет целиком. Здесь же мы расстаёмся с Ридрой, уже овладевшей языком, но оставившей его в себе.
В целом весь смысл легко умещается в эпиграфе "Ни в чем цивилизация не выражается так полно, как в языке. И если плох язык, то плоха и сама цивилизация". Но всё же интересно страница за страницей следить, что будет с человеческой цивилизацией, если отдельных её представителей внезапно настигает язык высшего уровня.