Из огромного киноархипелага, состоявшего из студий, снимавших фильмы, мультфильмы и хронику в различных городах Советского Союза, уцелели далеко не все. Даже такие монстры, как «Таллинфильм», ушли в мир иной, чего уж говорить о нестоличных городах. Но Свердловской киностудии удалось выжить в тяжёлые девяностые и суметь перестроиться на коммерческие рельсы в начале двадцать первого века, сохранив накопленный за несколько десятилетий весьма ценный багаж кинематографического опыта.
читать дальше
Киностудия родилась в приказном порядке в военное время (приказ «Об организации в г. Свердловске киностудии художественных фильмов» от 9 февраля 1943 года). Первоначальным её пристанищем был Дворец строителей, в настоящее время преобразованный в Сити-центр. Кинозал одного из местных ДК превратили в съёмочный павильон. Первым фильмом стала «Сильва» по одноимённой всемирно известной оперетте. После войны производство фильмов не захирело, а расцвело, что позволило Свердловской киностудии расшириться, присоединив Новосибирскую студию учебных фильмов и Свердловскую студию кинохроники. Тогда же ей выстроили отдельное здание. Сейчас фасад преображён сайдингом, но с оборота студия предстаёт стандартным строением советской эпохи. Да и внутри о былых временах напоминают цементные полы с каменной крошкой и знаменитые стеклянные квадраты, служившие стенами многих административных зданий и остановочных павильонов тех лет. Но ремонт постепенно преображает внутреннее содержание. Красивые перила, золочёные двери, изящные фонарики рядом с цветными кадрами кинопроектов — всё это создаёт впечатление маленького чуда и великого волшебства. Многие студии ограждены высокими заборами с пропускной системой. В этом отношении Свердловская студия выглядит вполне гостеприимной. В вестибюле может побывать любой желающий. Другое дело, что в потайные уголки проникнуть без сопровождающего не получится. Но коммерция делает своё дело: теперь на киностудию можно пройти не только в качестве заказчика, но и в качестве экскурсанта.
Оказавшегося там впервые, наверное, прежде всего поразит внутренний ритм студии. Нет затишья. Нет застоя. Везде что-то происходит. Везде снуют люди. Везде затевается или рекламируется какой-то проект. И вместе с тем можно оказаться в крыле, которое удивит безмолвием и безлюдьем. Студия проворачивает множество проектов, как связанных непосредственно с созданием фильмов, так и с обучением различным киноспециальностям. Она же организует масштабные мероприятия типа прошедших в прошлом году кинофестивалей «Человек труда» и «Русалфест». Достаточно оказаться на сайте студии, чтобы понять: сердце её стучит бойко, как у здорового организма. Но на территории самой студии понимаешь: это не просто рекламная картинка. Жизнь тут кипит.
Спектр экскурсий может поразить своей широтой. От познания до интерактива, на любой вкус и возраст. Экскурсионная группа, в которой я оказался, была приглашена в костюмерную. Это специально обставленное в духе XIX века помещение, в котором сразу чувствуешь себя комфортно и уютно. Предметы можно потрогать, хотя каждый из них неоднократно являлся реквизитом исторических фильмов, коими богат список свершений киностудии (достаточно назвать такие фильмы, как «Угрюм-река» или «Приваловские миллионы»).
Но, конечно же, внимание сразу привлекают развешенные вдоль стен костюмы. Сюда словно скинули товар из магазинчиков разных времён, включая многочисленные гарнизонные универмаги. Экскурсовод расскажет о самых известных костюмах, оказавшихся в этой комнате. Меня больше всего привлекла история о двух халатах. Они расшиты фантастическими зверями, напоминающими чёрных драконов откуда-то с восточных земель. Почему халатов два? Один предназначен для крупных планов. Он скроен из дорогой на вид материи, оторочен золотыми нитями, представителен и шикарен. Второй же в сравнении с ним как небо и земля: грубая невзрачная ткань и ни грамма золота. После первого такой не хочется брать в руки. Зачем же его сделали? Просто именно в нём герой бросается в реку. И портить для этого кадра дорогую вещь, которая ещё вполне может понадобиться для пересъёмки, крайне невыгодно.
Отдельного слова заслуживает часть костюмерной, отведённая под военные костюмы разных эпох. Если форма советской армии представляет собой реальные образцы, то о других этого не скажешь. Так на петлицах фашистского мундира красуются пластмассовые черепа, а если приглядеться к пуговицам, то сквозь декоративный слой проступают всё те же советские звёзды. Такие же пуговицы можно заметить и на мундирах царских офицеров. Достоинством этой экскурсии является то, что большинство собранных здесь костюмов можно примерить. Это же относится и к головным уборам. Одновременно можно подержать в руках киношное оружие и услышать от экскурсовода секрет, чем же оружие для кино, даже в деталях копирующее оригинал, отличается от настоящего.
Самым красивым мне показался вот этот костюм. Думаю, догадливые сразу же опознали в нём наряд Хозяйки Медной Горы. И хотя знаменитый «Каменный цветок» снимался на «Мосфильме», в Свердловске/Екатеринбурге без этой героини не обойтись. Киностудия на Урале сняла несколько серий кукольного мультфильма по сказам Бажова. Кроме того, существует множество местных передач, где так или иначе задействуется этот образ. Костюм Хозяйки Медной Горы примерить не разрешат, но любоваться им никто не запретит. И когда, возвращаясь по лестницам в вестибюль, вспоминаешь увиденное, то перед глазами почему-то встаёт именно этот костюм с малахитовыми узорами. И, думая о нём, ощущаешь мягкое прикосновение Киномагии.
Из огромного киноархипелага, состоявшего из студий, снимавших фильмы, мультфильмы и хронику в различных городах Советского Союза, уцелели далеко не все. Даже такие монстры, как «Таллинфильм», ушли в мир иной, чего уж говорить о нестоличных городах. Но Свердловской киностудии удалось выжить в тяжёлые девяностые и суметь перестроиться на коммерческие рельсы в начале двадцать первого века, сохранив накопленный за несколько десятилетий весьма ценный багаж кинематографического опыта.
читать дальше
читать дальше