Кроме собора, в Ульме есть ещё множество интересных башен. Об одной из них стоит рассказать, потому что она вполне могла снискать славу «падающей», и тогда Ульмский собор приобрёл бы ощутимого конкурента в привлечении внимания туристов.
Немецкая сестра Пизанской башни
«Падающей башней Ульма» называют Мецгертурм, или Мецгетурм (Metzgerturm). В переводе у неё грубое название — «Башня мясника». Казалось бы, причём здесь мясник? Не могли же в такой башне устраивать скотобойню! Да и для мясной лавки место здесь, прямо сказать, неподходящее. Обратимся к городским легендам и пролистаем страницы местной хроники на давние неурожайные годы.
В один из таких годов, когда голодный мор скота взвинтил стоимость мяса до астрономических высот, городские мясники нашли ловкий выход из положения: они стали добавлять и в сосиски, и в колбасу опилки. Качество значительно ухудшилось, но цены на колбасные изделия никто и не думал снижать. Доподлинно неизвестно, что именно послужило причиной бунта горожан. Может, покупатель подавился щепой, может, острая деревянная игла застряла в горле у ребёнка, но кто-то крикнул толпе: «Доколе?!» Со всех районов города по узким улочкам гнали мясников к ратуше, но те сумели извернуться и укрыться в башне. Недолго думая, народ запер жадюг и отправил делегацию к мэру, требуя жестоко покарать провинившуюся гильдию. Мэром тогда был не политик, но воин. В большом гневе зашёл он под своды башни. Укрывшимся там мясникам нечего было ответить на обвинения мэра. В комнате, где он встретил их перепуганную толпу, уже было не продохнуть. Мэр переступил порог, а мастера колбасных дел начали дружное отступление. Надо сказать, их профессиональная деятельность способствовала набору лишнего веса, поэтому, когда тучные тела сбились вдоль одной из стен, башня не выдержала тяжести и накренилась. С тех пор башня носит имя, пришедшее из легенды.
Посмотрим на башню без занавеси легенд. Она выстроена в 1345 году как часть крепостных сооружений. Арка в ней представляет одни из городских ворот. Сейчас трудно поверить, что здание, мрачно высящееся почти в самом центре, когда-то было краем города. Она действительно падающая. На высоте тридцати шести метров наклон Metzgerturm в сторону северо-запада достигает двухметровой величины. Если произвести измерения, то выясним, что угол наклона башни равен трём градусам и одной трети. А это, стоит заметить, если и меньше, чем у пизанской красавицы, то ненамного.
Действительно ли в наклоне надо винить жадных мясников? Мы можем смело переложить вину с их плеч на плечи строителей. В средние века многие архитектурные тонкости были ещё неведомы мастерам, и другого результата, выстраивая башню на заболоченном грунте, вряд ли можно было ожидать. Поэтому удивительно даже не то, что она падает, а то, что до сих пор держится.
Как и большинство башен, предназначенных для ворот, Metzgerturm имеет квадратную форму. Арка имеет узкую и острую форму, характерную для ворот тех времён. Достаточно вспомнить иллюстрации сказок, где обильно представлены средневековые замки. Здание имеет весьма мрачный вид, но хороша в нём крыша: острый скат круто взмывает к небесам, протянув ввысь два шпиля, а черепица выглядит так, будто для защиты от дождей крышу покрыли осколками разноцветного стекла от тысячи разбитых бутылок.
Кроме собора, в Ульме есть ещё множество интересных башен. Об одной из них стоит рассказать, потому что она вполне могла снискать славу «падающей», и тогда Ульмский собор приобрёл бы ощутимого конкурента в привлечении внимания туристов.
Немецкая сестра Пизанской башни
Немецкая сестра Пизанской башни