Я никогда не держал в руках бумажный вариант этой книги. Я даже ничего о ней не знал, пока не озаботился розыском электронной копии "Орешка", о котором уже здесь рассказывал. В поисках по автору, набирая в поисковиках "Радка Александрова" я неизменно натыкался на отзывы о ней. И было удивительно пробегать взором короткие, но ёмкие ремарки, позволяющие понять, что это произведение для читавших его стало не литературным фоном повседневности, а верстовым столбом, вехой.
Мог ли я удержаться, чтобы не найти и не скачать?
(бумажный вариант "Города серых птиц", кстати, мне так до сих пор и не попался)
Радка Александрова - Город серых птиц
Возможно тем, кто возьмётся читать эту небольшую сказку, не понравится первая глава. В мире, где от информации требуют быть краткой и ёмкой, недопустимо тратить время на ерунду. А в первой главе нет ничего, кроме спора старой одежды, давно забытой на чердаке. Я бы советовал торопыгам просто "перетерпеть" первую главу. Для меня она выступила прелюдией к основному сюжету. Как в театре перед началом спектакля. Занавес ещё опущен, сцена скрыта, но из оркестровой ямы уже доносится музыка. Такой разобщённый сбор из обрывков тем и композиций. Именно он порождает в зрительской душе предвкушение "Что-то будет!"
Надо переждать эту прелюдию. Занавес раскроется, и на сцене появится Тончо - тряпичная кукла с вышитым на груди сердцем.
Первые строчки ничего нам не скажут о Тончо. Как и он сам. И этому есть вполне себе логическое объяснение.
"- Не приставайте к Тончо, дети! Ему не о чем рассказывать, оставьте его в покое.
Все были удивлены: как это бабушка Кофта заговорила? Она была старенькая, очень старенькая, вечно молчала и не любила, чтобы ее беспокоили.
- Почему, бабушка? - воскликнуло Платьице. Бабушка Кофта покачала поседевшей головой.
- Потому что Тончо еще не жил…"
Действительно, в этом мире никаких активных действий Тончо пока совершить не удалось. Невзирая на всю трогательность его появления на свет. Дом принадлежал богатой семье, в которой рос упрямый, избалованный ребёнок. Девочка его же лет работала здесь бесправной служанкой. Это сказка, поэтому вместо классовой ненависти нам надлежит увидеть совсем иное. В день рождения богатея малютка-служанка после трудового дня шьёт из лоскутков куклу и преподносит имениннику в качестве подарка.
Подарок не радует. Представьте буржуя, которому вместо чёрного в полной комплектации порше подарили ВАЗ-2106.
Служанке приказано выбросить Тончо. Но трагедии Герасима и Муму не происходит. Вместо мусорки Тончо оказывается на чердаке в компании старой одежды. И эта одежда загорается желанием подарить Тончо жизнь - отправить его во внешний мир.
Это детская сказка. Поэтому неудивительно, что после непродолжительных странствий Тончо оказывается в лесной школе. Учитель интересуется, чему хочет научиться новичок? Для Тончи нет никаких сомнений в своём будущем предназначении - стать художником.
И вот тут появляется первое препятствие.
"- Молодец! Альбом для рисования и карандаши есть?
- Нет...
- Завтра без альбома и карандашей не являйся! Сядь."
Откуда взять тряпичной кукле карандаши с альбомом? Но ведь это сказка. Поэтому следующая глава не зря называется "Волшебное пёрышко". История Тончо производит большое впечатление на ласточку, которая и расстаётся с пером, завещанным ещё её матерью вместе с напутствием: "Это перышко может сделаться волшебным, если попадет к тому, у кого доброе сердце". Как раз такое сердце выткано на груди нашего героя. Нам предстоит неоднократно убедиться, что оно, действительно, доброе.
"Кругом разлился чудный свет. Тончо поднял глаза к небу. Странно, солнца не было видно, оно еще пряталось за облаками. Тончо огляделся и увидел какую-то птицу. Это от нее исходило сияние. Мальчуган затаил дух, не смея приблизиться к ней. Красота птицы ошеломила его. Ее гордую шею обвивало в несколько рядов ожерелье из сверкающих рубинов. На голове у нее была золотая корона, усыпанная самоцветами. Длинный хвост изгибался красивой дугой, а перья переливались всеми цветами радуги", - так начинается важная глава "Встреча с печальной птицей".
Когда-то для одной своей вещицы я собирал материал о всяческих мифологических и удивительных птицах. Такая героиня мне бы очень пригодилась, но в то время нам встретиться не довелось.
Птица не произносит ни слова, что безмерно удивляет взволнованного Тончо. Маленькая пичуга, сопровождающая красавицу, говорит герою, что на прекрасную птицу напустили страшное заклятие. Тончо, невзирая на тревожные предупреждения, с жаром берётся за миссию избавления красавицы от колдовства и отправляется на поиски горы с тремя вершинами, за которыми простирается птичья страна.
Сюжет развивается по каноничным правилам, приводя Тончо на распутье и заставляя последовательно прорываться через вершины тремя дорогами. Попытки не увенчались бы успехом, если бы на полпути к одной из вершин Тончо не встретился самый настоящий аэродром. Эскадрилья самолётов, пилотами которых были птицы, оставившие волшебную страну. Оказывается, они не только наслышаны о чудесной птице, но, узнав, что Тончо готов её спасти, решительно и бесповоротно соглашаются перенести его через неприступные горы.
Я люблю современные сказки, потому что действие их зачастую происходит в городах. Магия улиц и дворов. Магия подъездов и раскрывающихся там дверей в квартиры. Магия подвалов и чердаков. Магия крыш и всего, что описано ранее, с высоты. Здесь город фигурировал уже в названии, и меня удивило бы, если бы только в названии и остался. Но нет, он перед нами во всей своей... и чуть не написал "красе и великолепии". Дело в том, что о красе и великолепии речи не идёт.
"Совершенно одинаковые серые дома с квадратными окнами, ничем не отличающимися одно от другого. Одинаковые серые птицы садились в одинаковые серые автомобили и отъезжали.
"Как они узнают свои машины?!" - удивлялся Тончо.
Серая птица на перекрестке устало взмахивала крыльями, регулируя уличное движение. По серым тротуарам неуклюже двигались серые птицы с одинаковыми портфелями под крылом. Портфели тоже были серые. За птицами семенили птенцы все до одного словно вылупившиеся из одного яйца. Их серое оперение топорщилось от порывов ледяного ветра...
Никто не обращал никакого внимания на Тончо, никто не спрашивал, откуда он явился и что ему тут надо. Серые птицы проходили молча, глядя прямо перед собой. Ни одного садика, ни одного деревца... Напрасно Тончо поворачивался во все стороны, надеясь увидеть хоть что-нибудь примечательное. Ничем не выделялась и центральная площадь. В одинаковых витринах магазинов была выставлена материя из серых перьев. Продавцы проворно разрезали материю своими клювами, заворачивали отрезы в серую бумагу и передавали пакеты птицам-покупателям. В одном магазине продавали одинаковые стулья, в другом - одинаковые суповые миски, в третьем - одинаковые пуховые подушки. Просто голова могла пойти кругом!.."
Птицы не замечают тряпичного мальчишку. А он уже порядком устал и вымотался. Из последних сил он напрашивается ночевать в неказистый домишко. Перед ним скромное семейство: мама-птица и четвёрка птенцов. Серость и здесь всё пропитала до каждой клеточки. Но мы ведь не забыли, что в душе Тончо художник, а в руке у него волшебное перо. Этой кистью мальчик рисует каждому из птенцов по красному цветку.
В сером городе нечто цветное - самое величайшее из сокровищ. Поэтому птенцы вне себя от радости. И столь же тревожно на душе у мамы-птицы. Ведь нечто цветное в сером городе - это ещё и величайшее из преступлений. Так Тончо узнаёт историю той самой печальной птицы, выручать которую и прибыл. Самая яркая и самая красивая птица приглянулась правителю города, и тот решил, что она непременно должна стать его женой. Но птица сбежала прямо со свадьбы. Обозлённый правитель в качестве мести решил избавить всю страну от красок, оставив лишь серый цвет. Птица улетела в дальние края, надеясь заручиться помощью могущественных волшебников. Однако правителя не назовёшь тупым диснеевским злодеем. Он и сам колдовать умеет, поэтому за пределами страны птиц красавица потеряла слух и дар речи.
Решения в сказках просты. Тончо всю ночь волшебным пером возвращает стране птиц утраченные краски. К утру трава снова зелёная, дома разноцветные, и даже земля утратила серость. Правитель не согласен с изменениями. Из тёмного дворца отряд за отрядом вылетают воины, которые должны вернуть прежнее положение дел. Но тут выясняется, что разноцветье по вкусу даже тем, кому приказано его истребить. К вечеру правитель собственной персоной с самым сильным отрядом летит в город.
Здесь мне понравилось, что Тончо не вручили волшебный меч и неуязвимость, выставив против тёмного властелина. Как раз армией противодействия выступили жители города, не желая снова терять разноцветное оперение и возвращаться в унылую серость. Именно ими стараниями складывается волшебный цветок, который развеивает могущество правителя, закончившего существование в недрах заводской трубы. А над городом гул самолётов. Оказывается, воодушевлённые смелостью Тончо пилоты не сидели без дела, а разыскали чудесную птицу и вернули её в волшебную страну.
"Мальчуган с трудом выбрался из толпы; подняв высоко над головой волшебное перо, он подошел к поджидавшей его красавице.
- Скажи, что еще могу я для тебя сделать? - спросил Тончо."
И эта фраза меня восхитила. Перед нами не западный рыцарь, скромно ожидающий заслуженную награду, а настоящий герой, эту награду не предполагающий. Он просто сделал то, чего не мог не сделать. и серебряный самолёт уносит его обратно.
Последняя глава для меня оказалась тоже неожиданной. Разумеется, обитатели чердака встретили Тончо с восторгами. Особенно, Платьице, которая и до этого была к Тончо неравнодушна. Но Тончо вернулся не для того, чтобы хвастать свершениями. И следующим вечером серебряный самолёт вновь ждёт его.
Зачем же было возвращаться?
"- Лети, Тончо, но не забывай нас! Помни, что у тебя есть здесь друзья, которые ждут тебя…
- Я вас не забуду!
Платьице расплакалось.
- Ты-то чего плачешь? - удивились Брюки. - Или тебе не хочется повидать белый свет?.. Не гляди на меня так! Неужели тебе не ясно, что Тончо берет тебя с собой?
- Это правда, Тончо? - всхлипнув от восторга, спросило Платьице.
- Я для этого и вернулся, - ответил Тончо".
Им ещё предстоит снова оказаться в лесу, спасти ласточку, которая подарила Тончо пёрышко, побывать в лесной школе, чтобы навестить старых друзей и показать учителю, что кое-кто достиг в художественном мастерстве немалых высот. Но наибольшую важность представляет сам финал. Там нет описаний. Там нет выводов. Там просто фразы прямой речи.
"- Куда мы сейчас летим?"
- В город Чудо-птицы, там мы научим всех птенцов рисовать.
- А потом?
- Потом возьмем у спелой пшеницы золотой цвет и будем рисовать людей, которые трудятся.
- А потом?
- Возьмем лунного серебра и будем рисовать людей, которые любят.
- А после этого?
- После этого попросим синевы у неба и будем рисовать флаги, флаги…
- А потом?
- Попросим у зари красной краски…
- Ну, а потом?
- Ну а потом отправимся по белу свету и будем румянить щеки детишкам!"
Героическое прошлое уже в невидимой дали. Мгновенное настоящее ускользает перед грандиозными перспективами. Впереди лишь будущее. Очень насыщенное. И очень яркое. Совсем, как спасённый город. Наполненное делами и событиями. Простое и понятное будущее. Но очень интересное для этой парочки. Наверное, такой и должна быть для каждого Настоящая Жизнь.
Я никогда не держал в руках бумажный вариант этой книги. Я даже ничего о ней не знал, пока не озаботился розыском электронной копии "Орешка", о котором уже здесь рассказывал. В поисках по автору, набирая в поисковиках "Радка Александрова" я неизменно натыкался на отзывы о ней. И было удивительно пробегать взором короткие, но ёмкие ремарки, позволяющие понять, что это произведение для читавших его стало не литературным фоном повседневности, а верстовым столбом, вехой.
Мог ли я удержаться, чтобы не найти и не скачать?
(бумажный вариант "Города серых птиц", кстати, мне так до сих пор и не попался)
Радка Александрова - Город серых птиц
Мог ли я удержаться, чтобы не найти и не скачать?
(бумажный вариант "Города серых птиц", кстати, мне так до сих пор и не попался)
Радка Александрова - Город серых птиц