Что для Америки Джеймс Бонд, то для Японии Люпен III. Больше двух десятков остросюжетных приключенческих полнометражек застолбило за благородным разбойником широкую нишу анимешного мира. В Бондовской эпопее исполнителей пришлось со временем менять. И очень важно, кого первого увидишь. Кто первый показался - тот и Бонд. Наверное, поэтому Бондом я считаю больше Роджера Мура, с которым судьба меня столкнула в видеосалоне, на экране которого демонстрировался "Шпион, который меня любил". И Шон Коннери уже не смог стать авторитетом. И не переплюнул Мура ни обаятельный Тимоти Дальтон, ни жёсткий, но цепкий Даниэль Крейг.
Вроде рисованного героя менять не надо, но... Люпен III тоже разный от фильма к фильму. Поэтому и здесь важно, в каком приключении он возник впервые. Какие черты характера явил, потому что именно они становятся фундаментом, с точки зрения которого надстраиваются этажи следующих полнометражек, которые я смотрел не по порядку.
Мне повезло. Первым стал "Замок Калиостро" ("Castle of Cagliostro").
читать дальше
Он считается лучшим из полнометражных творений про благородного вора по кличке Люпен III, он же Волк, он же Скалолаз. Наверное данное определение фильм получил из-за романтизма, вложенного душой Хаяо Миядзаки. Романтизм пронизывает фильм до последнего кадра: и Люпен тут полностью оправдывает имидж благородного, и присутствует такая грандиозная фигура, как прекрасная и возвышенная принцесса Кларисса, и даже коварная Фуджико здесь ведет себя подозрительно скромно. И если в остальных фильмах данные герои ведут себя жестко и зло, я вспоминаю, какими они были, когда полная приключений жизнь забросила их в маленькое государство Калиостро, которое и не на каждой карте то найдешь.
После неудачного ограбления казино, когда купюры, огромная куча которых заполнила машину до отказа, все до единой оказались фальшивыми, Люпен и его вечный помощник Джиджен занимаются текущим ремонтом собственного автомобиля. Крохотная машина с прекрасной девушкой проносится мимо них, разорвав покой солнечного дня, а за ней, атакуя, следует громадная махина, набитая угрюмыми субъектами в чёрных шляпах. Люпену до всего есть дело, поэтому напарники немедленно ввязываются в погоню, которая на протяжении нескольких минут держит зрителей в сильнейшем напряжении. Разбив и свои, и чужие автомобили, Люпен и прекрасная незнакомка оказываются в подвешенном состоянии на полпути от края дороги (вверху) и реки (далеко внизу), где и происходит их первое знакомство, впоследствии обернувшееся далеко не первым. Но в данный момент им некогда предаваться воспоминаниям. Маленькая неудача приводит к катастрофе, девушка исчезает, а озадаченный Люпен остается на берегу реки с перстнем, на котором выдавлены таинственные символы.
Отказавшись от стабильной и размеренной жизни в угоду невероятным приключениям, может ли Люпен упустить шанс поучаствовать в самом захватывающем из них? Разумеется, нет. На время комедия и динамика сменяется лирикой. Непередаваемая по глубине картинка, когда Люпен сидит вблизи развалин старого королевского замка, является одним из самых запоминающихся моментов фильма. Джиджен, тем временем, начинает беспокоиться, не скрывает ли шеф от него что-то важное. А город гудит от разговоров о свадьбе, которая на днях состоится в замке Калиостро. Кавалькада полицейских машин, возглавляемая автомобилем интерпола, который представляет здесь инспектор Зенегата, въезжает в замок, и мы можем полюбоваться этим грандиозным сооружением вблизи. Невероятно мощная защита, полная обособленность от мира, наличие множества секретных проходов и переходов делают цитадель Калиостро государством в государстве. Чужих здесь не любят. Это на собственной шкуре почувствовал Зенегата, когда на привычные покрикивания с высоты интерполовского положения и помахивания соответствующим удостоверением ему попросту указывают на дверь.
Люпену путем счастиливых совпадений удается проникнуть к принцессе, уже совсем потерявшей дух. Видя ее удрученное состояние, Люпен произносит столь пламенную речь, что поневоле забываешь о его далеко небезупречной репутации и начинаешь ему верить и сопереживать. Но ещё не пришло время счастливого избавления, и Люпен под превосходящими силами противника отступает и оказывается в ловушке, где обнаруживает Зенегату, угодившего туда несколькими часами раньше. Начинается увлекательнейшее путешествие по мрачным подвалам замка, где на каждом шагу сплотившихся в единый союз врагов поджидают, то скелеты, упокоившихся здесь веком-другим раньше, то несметные сокровища, то люди, превращенные в машины-убийцы. С честью преодолев все препятствия, парочка оказывается в центре империи Калиостро, в засекреченной комнате, где неустанно штампуется валюта всех стран мира (почти всех, к счастью для нашей экономики, рублей я там не углядел). Невероятный поворот событий соединяет Люпена, Клариссу, Зенегату и Фуджико, сбросившую свою маску. Соединяет и разрывает вновь, унося полумертвого Люпена вместе с Зенегатой и Фуджико на горящем самолете. А Кларисса остается в ненавистных объятиях рассерженного Калиостро.
Довольный Зенегата делает обвинительный доклад против графа, но верхушка сильных мира сего недовольна незапланированными изысканиями инспектора. Его отстраняют от дела и выдворяют прочь. Пожалуй, самым драматическим моментом фильма является тот, когда стройные ряды полицейских замерли перед решительным штурмом, и слышится рапорт сержанта: "Мы готовы, инспектор, чтобы взять Калиостро. Ведите нас, инспектор!" А Зенегата с опущенными от стыда и негодования плечами трагически бросает: "Штурма не будет. Дело закрыто". Может поэтому я испытываю к Зенегате искреннее сочувствие в других фильмах, когда он волей режиссера превратился в чисто комического персонажа.
Как и положено романтическому герою, Люпен в кратчайшие сроки разделывается с недугами и успевает расстроить свадьбу, разогнав гостей и схватившись с графом в часовой башне, ведущей к тайне сокровищницы Калиостро. Калиостро побеждает, перехитрив Люпена, и завладевает двумя перстнями, образующими послание и ключ. Но сокровище не благосклонно к тому, кто посмел сорвать покров тайны. Последние минуты жизни графа легкими и беспечными не назовешь. Слуг графа успешно сдерживают напарники Люпена - Джиджен и Гоэмон. И в этом фильме они действительно являются Командой. "Вы прикроете нас?" - спрашивает Люпен, держа в руках Клариссу. "Естественно", - роняет Джиджен, не задумываясь. А Гоэмон молчит, только никто не может преодолеть вихрь смертоносных молний, срывающихся с острия его безупречно заточенного меча.
Зло побеждено, сокровище, способное обогатить познания человечества, найдено, принцесса встречает старых друзей, а Люпен... Люпен покидает ее, возвращаясь к старой, беспечной, ни к чему не обязывающей жизни. Легкое недоумение быстро рассеивается. Ну разве приспособлен Люпен к размеренной повседневности? Конечно же нет! Вот машина, где за рулем вечно лохматый Джиджен, вот вечная соперница Фуджико, не упустившая случая прихватить пачку фальшивых купюр, а впереди весь мир с захватывающими приключениями, которые ждут того, кто не побоится окунуться в них с головой, так, что порой и не вынырнуть.
Кларисса грустит. И Зенегата, долженствовший рвать и метать после провала обличительные слова в адрес Люпена, вместо этого произносит знаменательную фразу: "Он украл Ваше сердце, принцесса, значит я должен поймать его и вернуть Вам Ваше имущество". Это слова героя, знающего, что его победа впереди. И кавалькада полицейских машин вновь несется за маленьким автомобильчиком неунывающего Люпена. Вечная погоня продолжается.
***
Временами то ли во сне, то ли в мечтах мы видим замки. Они возносятся ввысь, безмолвно призывая нас к себе. Что таят их просторные залы, извилистые коридоры, пронизываемые ветрами башни, беспросветные подвалы? Какие сокровища сможем мы отыскать, если проберемся сквозь неприступные стены и уцелеем, несмотря ни на что? Нет ответа. Бесполезно спрашивать у мёртвых камней. Но откуда берутся такие мечты среди заевшей повседневности? Что приносит их в нашу, безмерно далекую от невероятных приключений и сказочных принцесс судьбу? Разве не великие творения, среди которых достойное место по праву занимает "Замок Калиостро".
(Статья основа на релизе, выполненном студией STREAMLINE PICTURES, поэтому все претензии по именам и их произношению предъявлять не мне, а напрямую дублёрам и переводчикам)
Что для Америки Джеймс Бонд, то для Японии Люпен III. Больше двух десятков остросюжетных приключенческих полнометражек застолбило за благородным разбойником широкую нишу анимешного мира. В Бондовской эпопее исполнителей пришлось со временем менять. И очень важно, кого первого увидишь. Кто первый показался - тот и Бонд. Наверное, поэтому Бондом я считаю больше Роджера Мура, с которым судьба меня столкнула в видеосалоне, на экране которого демонстрировался "Шпион, который меня любил". И Шон Коннери уже не смог стать авторитетом. И не переплюнул Мура ни обаятельный Тимоти Дальтон, ни жёсткий, но цепкий Даниэль Крейг.
Вроде рисованного героя менять не надо, но... Люпен III тоже разный от фильма к фильму. Поэтому и здесь важно, в каком приключении он возник впервые. Какие черты характера явил, потому что именно они становятся фундаментом, с точки зрения которого надстраиваются этажи следующих полнометражек, которые я смотрел не по порядку.
Мне повезло. Первым стал "Замок Калиостро" ("Castle of Cagliostro").
читать дальше
Вроде рисованного героя менять не надо, но... Люпен III тоже разный от фильма к фильму. Поэтому и здесь важно, в каком приключении он возник впервые. Какие черты характера явил, потому что именно они становятся фундаментом, с точки зрения которого надстраиваются этажи следующих полнометражек, которые я смотрел не по порядку.
Мне повезло. Первым стал "Замок Калиостро" ("Castle of Cagliostro").
читать дальше