Как всегда, с опозданием, но всё же...
Арт-Пермь - 2014 (Осторожно! Фотографии!!!)
В этом году к первому залу провели широкий коридор, уводящий в новый, уже третий по счёту павильон. И всё сразу чудесно изменилось. Появились простор и размах. Тесный лабиринт прежних экспозиций превратился в город с улицами и переулками, проспектами и широкими площадями.
Пространство выставочных апартаментов оформлено в различных стилях. Есть огромные пустоты, очарование которым придают цветные маленькие детали. А есть замкнутые территории, заполненные большими полотнами, и, угодив в такой закуток, внезапно чувствуешь себя отрешённым от всего остального мира, будто бы идёшь по тоннелю, уводящему в странные вселенные.
Невероятно понравились тёмные кабинки, в которых демонстрировалась хроника праздников 70-80 годов. Показывают знакомые дома, а люди другие - как будто из иного мира. На одном экране встречают Новый Год, катаются с горок, рассматривают скульптуры из снега. Все в тёмных пальто. Женщины в косынках. Но весело. И как-то не шумно, без вызова, без ярости, без пьяных на заднем фоне. На другом экране - 1 сентября. Дети разных лет бегут в школы. Линейки, учителя с цветами, речи директоров. Но больше всего впечатлили демонстрации. Казалось бы, по обязаловке собрали множество людей в одном месте. Однако на экране улыбки, радость, девушки прихорашиваются. Чувство праздника витает над толпой. Из той же эпохи инсталляция детских игрушек в совсем другой части выставки.
Запомнилась Наталья Сюзева. Несколько сумрачные, но тёмные тона придают очарование таинственности, будто это не просто картины, а иллюстрации к забытым или ещё не написанным сказкам. В своё время писательница Ольга Ларионова создавала фантастические рассказы, всматриваясь в картины Чюрлёниса (до сих пор помню странное пронизывающее состояние после прочтения "Сонаты Ужа"). Интересно, какие истории можно сложить, если впустить фантазию в полотна Натальи Сюзевой?
Всё-таки я живу в красивом городе. Особенно, если рассматривать его на картинах Татьяны Колесовой. Мягкие, но яркие тона придают пересечению центральных улиц очарование. Стеклянная коробка ИМАКСа смотрится сказочным дворцом, а с громадины башни на горизонте (которую на самом деле при таком ракурсе никак не увидеть) можно писать чертоги Снежной Королевы.
Когда-то в Перми было отличное книжное издательство. Его книги до сих пор можно обнаружить в городских букинистических магазинах. Новые времена разорили его, однако достижения тех лет, оказывается, заботливо хранилось и сберегалось. Былое величие можно ощутить рассматривая красочные пробные оттиски цветных иллюстраций, из-за которых книга становилась настоящим сокровищем художественного искусства. К сожалению неяркий свет и отблески от ламп не дают возможности представить эти образцы во всём их великолепии.
Дмитрий Балахонов из Санкт-Петербурга специализируется на вечерних портретах красивейших городов мира. Те, кто поездил по Европе, узнают на его полотнах множество знакомых мест. Если снимать для кинематографа шикарный салон XIX века, то картины Дмитрия великолепно впишутся в богатый интерьер минувших эпох. Конечно, из всех городов я выбрал свою любимую Прагу. И две МалоСтранские башни, уводящие с самому знаменитому мосту столицы Чехии, символизируют что-то мощное, вечное, нерушимое. Ведь по этой улочке и до сих пор спешат людские толпы, вот только мода изменила одежду до неузнаваемости.
Дмитрий Козлов рисует Пермь с налётом симпатичной мультяшности. Большеглазость его героев никоим образом не напоминает Аниме, поэтому смотрится своеобразно, неповторимо. Разумеется, сейчас городской сад не представляет собой почти непотревоженное буйство зелени, но он всё равно узнаваем. Ведь ротонда никуда не делась. Поэтому трудно сказать, мгновение какого именно календарного года решил остановить художник.
Совеременное реалистичное искусство представленно широкоформатным полотном Максима Титова "Битва за Москву". Мне сложно сказать что-то определённое. Но момент запечатлён тревожный. Кажется, никакая сила не сможет остановить и разнять две армии россиян, схлёстнутых противоречиями новейшей истории в самом сердце страны.
Панорама Перми от Любови Малышевой, напротив, смотрится мирно и идиллично. Многоэтажные районы смущённо отодвинулись за рамки картины. И кажется, что вдоль Камы протянулся небольшой фабричный городок, а вовсе не столица Западного Урала с населением в миллион жителей.
Упорные изыскатели могли отыскать на втором этаже неприметный, но весьма примечательный зал, где развернулась экспозиция, представляющая эволюцию рекламных плакатов пивной продукции. К счастью, рядом с экспонатами были и таблички с историей появления того или иного плаката. На редком снимке первый космонавт планеты с пивным бокалом. До этого данную фотографию мне видеть не приходилось. И неудивительно. С точки зрения идеологии космический первопроходец и алкоголь должны находиться в разных вселенных
На фоне выставочного великолепия первого и третьего залов сразу становится заметно, что зал номер два всё больше превращается в ярмарку. Впрочем, это нисколько не умаляет его достоинств. Увидев прелесть искусства, так хочется унести с собой хотя бы малую его частичку. И второй зал предоставляет сотни возможностей на все вкусы и уровень доходов. От маленьких камешков до тщательно выполненных витражей, которые украсили бы любой храм.
Впрочем, и тут товар можно представить эффектно, по-выставочному. Поэтому маленький обзор хочется закончить фотографией павильона "Пермский Свет". Это, конечно, не лавка фонариков на Гранд-Базаре Стамбула. Но маленькое королевство электрического света, облачённого в мягкие мантии абажуров самых нежных цветов и оттенков.