Пусть побудет и здесь.
читать дальше
Скажу сразу, фильм я этот посмотрел не быстро. Его уже успели подзабыть, пока я сподобился. Знакомая, чутью которой я доверяю, предупредила: "Тут нужно _особое_ состояние". И я ждал.
И вот, наконец, в один из дней, когда я хотел, как лучше, а получил, как всегда, я понял: "Оно! То самое! Танцующая во тьме готова к встрече со мной!" Я снял с полки кассету и впихнул её в агрегат.
Началось с музыки. И хорошо, что так. Голову ещё давит депрессуха, а слух уже ловит композицию. Серьёзная такая, мрачно-торжественная, как увертюра в театре, когда свет уже гаснет, а занавес ещё не поднялся. На экране мельтешение цветов. Чёрное на белом сменяется красным, на его фоне проявляются ядовито зелёные загибулины. И это в тему! Сознание, затуманенное депрессией, не сильно готово вот так, сразу врубиться в действие. Но действия никакого нет. Один калейдоскоп, словно мостик от меня к тому, что сейчас начнётся. Сразу порадовал реализм. Нет тебе ни лаковых коттеджей, ни чистеньких офисов, ни загорелых красоток, ни сёрфингистов на пляже. Ободранный завод. Это я понимаю, это я и сам видел, когда отрабатывал месячную практику среди вот такой полуразрухи. Сельма в исполнении Бьорк не понравилась. Кто её назвал чешкой? Чешки не такие! Найдите мне чешку с именем Сельма. Поэтому всё внимание переключилось на Кэти. Тем более, что меня насторожило присутствие сурово-несчастного пацана рядом с Сельмой. Кто он ей? Брат, сын? И видок, от которого вздрагиваешь. Маленький, а ему уже до отвращения плохо. В первый раз я включился, когда Сельма заправляла пресс. Не работавший на заводе - не поймёт. Там всё смертельно опасно, особенно для слепого. Говорю, как человек, которого чуть не пришибло штуковиной для сверлильного станка. Но у меня-то глазки на все сто! А тут человек и не хочет, а вляпается. В такой ситуации невозможно не вляпаться. Чего ж ты, думаю, горбишься? Вырвалась в Америку, выбивай социалку, да живи припеваючи вместе с весёлыми безработными неграми. |
И тут пацану дарят велик. Тоже ободранный, как завод. Не с витрины, с комиссионки. Держи, мол, друг, катайся. Но заулыбался-то он как, заулыбался. Словно только что солнце вышло, а до этого дождина холоднющий накрапывал. И за улыбкой я в первый раз проглядел реакцию Сельмы, которая потом выкристаллизировалась в чёткое правило: Она не может позволить себе быть кому-то обязанным.
Она просто боится этого!
Ха, я и сам такой!
Глазки открылись пошире, я начинал понимать этого человека!
И когда она не садилась в машину к Джеффу, тоже понимал. И когда понял, зачем откладываются пятаки и полтинники в красивую банку из-под конфет.
Но тут пришёл Билл.
Зашёл, чтобы пожаловаться на жену.
Я не сочувствовал. Сам виноват, братан, что выбрал в жёну присоску, у которой в крови вытягивание капитала. Которой невозможно сказать "У нас нет денег". Эта фраза равносильна подписанию себе приговора на медленную и мучительную казнь.
Сельма в ответ - а у меня тоже проблемы. Вот, деньги коплю на операцию.
Они помолчали, а потом началось.
В общем, для меня наступил самый великий момент фильма!
Они просто сидели и просто разговаривали о мюзиклах. В эти несколько минут я чувствовал, что вся их прошлая и будущая жизнь не стоит ни копейки. Вот для чего живут люди! Чтобы вот так же, как эти двое, поговорить о чём-то _важном_ ! Они понимают друг друга, они сейчас в единой волне.
Более того, я _почувствовал_ их волну и пристроился сбоку, словно тоже сидел за столом. Давящая депрессуха мгновенно подменилась каким-то летящим чувством всеобщего понимания и взаимопроникновения. Голова стала светлой и… благодарной
Ничто хорошее не вечно. Теперь я понимал, почему Сельма берёт на себя всё разом. Чуть помедлишь, и не успеть. Вершины покоряются, когда сзади подгоняют. Кто-то или что-то.
Ночная смена. Окрики недовольных. Да, Сельмочка, здесь твои проблемы никого не волнуют. Выдержишь ли? Я начинал разувериваться. А чей это голосок сбоку? Надо же, на сцену является Кэти, вовсе не обязанная выпрягаться в ночную смену. Ага, девочка, не зря я выбрал любимой героиней именно тебя.
Теперь я проникал и в музыкальные номера Сельмы. Если не можешь радоваться ничему в реале, придумывай красивую сказку и живи там. Сельма и жила. Давно позабывшая кукол, она не могла придумать себе принца, но создала звёздную сверкающую судьбу. Она успела в неё поверить.
Но реал не любит, когда его подменяют сказкой. Станок трещит, трещит и прежняя жизнь. А до финиша - читай, требуемой на операцию суммы - как до Луны.
И Билл просит взаймы.
Услышав это, я вздрогнул. Всё! Финиш! Приехали, дети. Никогда не говори, сколько у тебя денег. Никогда даже не упоминай, что они у тебя есть. Даже тем, кому доверяешь больше жизни. Эти милые, чудесные люди когда-нибудь дорастут до твёрдой уверенности, что им эти деньги нужнее.
Уже услышав "на месяц", мне стало ясно, Билл дорос.
Ненавижу таких. Собственную жизнь устроить не могут, так и другим подподлят хуже лютых вражин. Глядя, как он собирается изъять неприкосновенный запас, я понял, почему никогда не женюсь на присоске. Да потому что она незаметно отравляет душу, незаметно опускает тебя до уровня, когда легче подставить самого замечательного на земле человека, чем сказать "У нас нет денег".
Но Сельма об этом ещё не знает. Она идёт по путям. Она оказывается на мосту. Её догоняет Джефф.
И звучит наилучшая (для меня) тема всего фильма. Сельма оплакивает незадавшуюся жизнь и мечту, не успевшую сбыться. Но внешне-то, полюбуйтесь. Улыбочка. Стать. Веселье. Не плачьте обо мне, ребята, я успела увидеть всё в этой жизни.
Мчится поезд, подхватывает Сельму, чтобы увезти её в страну, где так весело, что никто оттуда не возвращается. Я достаю платочек, чтобы махнуть ей на прощание… А не успел!
Потому что вступает Джефф.
Меня заводит эта перепалка. "Всё видела" - "Нет, ты не успела увидеть это" - "А мне и не хотелось" - "А и не могло хотеться, ведь ты не видела" - "Ну и не больно-то нужно".
Меня распирало от гордости за Джеффа. Я верил, что он остановит поезд, уносящий Сельму. Я верил, что он снимет её с поезда и докажет, что билет покупать ещё рано.
Вера перетекает в подозрение, я снова уверен, а потом снова сомневаюсь.
Поезд уезжает. Вместе с Сельмой. Как же так!
Ты не сумел остановить поезд! Не сумел… А я тебе, братан, так верил!!!
Но спасибо большущее за то, что попытался! Другие-то не сделали и того.
Дальше уже по нисходящей. Дальше уже на надрыве. Потряс последний приход на репетицию. Все уже отодвигаются от Сельмы. Она ВНЕ мира. И только Джефф рядом. Режиссёр бежит стучать. Я вытаскиваю лейблу "Заложник", чтобы безжалостно пришпилить ему на спину, когда он всеми силами удерживает Сельму в зале. А потом рука опускается. Понимаю, я - не в праве. Что получила бы она, ускользнув? Несколько тревожных часов побега. А так ей дарят главную роль вечеринки. И барабанщицу, о которой мечталось. Судьба всегда подбрасывает подарки, надо лишь найти в себе силы их принять. Сельма принимает, потому что за этот подарок с неё благодарности уже не спросят.
"Ты выполнила свой долг"
Для меня - это главный девиз Сельмы.
Она ждёт этих слов, она жаждет их услышать, она мысленно твердит их про себя, оказавшись приговорённой к смерти. И радуется. Она успела сдать деньги на операцию сыну.
И тут Кэти меня жёстко разочаровывает, выцепляя эти деньги на адвоката. Вот так, походя, отобрать наиглавнейшую мечту. Ведь в жизни почти всегда так и происходит. Приходит сильный и могучий и беспрекословно подменяет "То, о чём жгуче мечталось" на "То, что пойдёт тебе на пользу".
Там, в тюрьме я незаметно принял для себя, что Бьорк потрясающе проникновенно сыграла чешку. То, за что я ненавидел её в начале, подменилось на приз в мою честь. Да, чешки именно такие! И никакая американка не будет столь нежной, чуткой и безысходно трогательной. Чуткой до такой степени, что даже в завывании ветра услышит торжественные гимны. Нежной настолько, что даже на каменноподобной лице охранницы Бренды вдруг появится улыбка, которая сбросит ей лет двадцать. Безысходно трогательной, когда Джефф шепчет ей в трубку "Я люблю тебя!"
Бессмысленные слова.
Она так ждала "Ты исполнила свой долг!"
Хотя бы от него.
Я не переживал за Сельму, я попрощался с ней ещё в зале суда. Я сказал ей "Прощай, девочка, верь мне, ты исполнила свой долг". Я даже поверил, что она меня услышала.
Но за меня это сделала Кэти. Нет, фраза прозвучала не так. И не фраза. Целая речь. И не совсем о том. И не совсем так. Но ведь в жизни как раз всё именно так и звучит - сбивчиво и неразборчиво. Но, выцепив великий смысл, веришь этим словам куда сильнее, чем чеканным фразам.
Спасибо, Кэти, ты сделала это классно. Ты окрасила последнюю точку волшебно-радужными тонами.
Занавес захлапывается. Душа отлетает. Невысоко. Всего лишь до второго этажа. Потому что потом идут титры.
Благодаря этому фильму я понял, что такое "Звезда в болоте". Думаете, в болоте нет звёзд? Отодвиньте липкую ряску, чтобы разглядеть их в глубине. Что, они кажутся вам гнилушками? Вы просто не умеете верить. Вы привыкли наблюдать звёзды на небесах, а здесь вам показали ту, которой не суждено туда добраться. Звезду по имени - Сельма.