Три метра над уровнем неба
мини-рецензия... хотя нет, скорее, мини-размышления о фильме
Очередная история на тему "East-end boys - West-end girls", но сделанная остро, ярко и душевно. В первых кадрах картины мы видим отчаянного мотоциклиста с брутальным лицом, чем-то напоминающим Дмитрия Дюжева времён "Бригады" и "Жмурок". Я люблю, когда таких убивают в самом начале сюжета, чтобы они не портили судьбы хороших персонажей. Однако перед нами сам главный герой, жизнь которого и предстоит отслеживать до финала. Дерзкий, смелый, отчаянный. Каких надо бы изолировать от нормального общества, да некому. Созданный, чтобы в него влюблялись все девчонки на свете. Да ещё с первого взгляда. Имя у него, как и у всех в Испании, длинное. Но по имени его никто не зовёт. Короткая кликуха "Ачи", пожалуй, известна всей молодёжи города. Статус "самый крутой на раёне" Ачи носит не даром: он - неоднократный победитель запретных мотогонок и больше других парней подтягивается на перекладине среди красочных апокалиптических развалин. Средствами к существованию Ачи не заморачивается, беззастенчиво обирая старшего брата, с утра до вечера вкалывающего в офисе. Поэтому жизнь Ачи состоит из денег, адреналина и пьянящего чувства вседозволенности.
Конечно же в противовес ему выводят исключительно правильную девочку со странным именем Баби. Элитный колледж. Хорошая успеваемость. Безупречное поведение. Неприятие ничего, что не входит в рамки её правил. Несопоставимые множества пересекаются на вечеринке для богатеньких Буратин, куда банда Ачи нагло вламывается понервировать изнеженных детишек. Не в силах противостоять буйной кодле, друг Баби вызывает полицию. За это ему придётся поплатиться. На ночной дороге автомобиль, в котором Баби и её друг возвращаются домой, подстерегает банда мотоциклистов. Битами разбиваются бока и стёкла. Здесь хочется только одного: чтобы из тени экрана вышел Арнольд Шварценеггер и, блеснув очками, снёс бы парой выстрелов из дробовика веселящихся ублюдков на мотоциклах с обрыва.
Однако и водитель не так-то прост. Резко затормозив, он вынуждает мотоцикл одного из байкеров врезаться в него, в результате чего байкер перелетает через машину и чуть не сворачивает себе шею (жаль, что не свернул, конечно, но это у него ещё впереди). Случившееся повергает банду в шок (как же так, они ведь просто мило шутили, а их друг мог серьёзно покалечиться из-за столь подлого приёма), что позволяет автомобилю ускользнуть. Но праздновать рано. Ачи выслеживает машину и до полусмерти избивает водителя, а также всех, кто рискнул придти ему на помощь, вынуждая публику спасаться скорейшим бегством. Так на опустевшей сцене Красавица и Чудовище впервые остаются наедине.
Тут нам суждено увидеть противостояние характеров. Отчаянно цепляя друг друга словами, парень и девушка цепляются и за нечто, глубоко скрытое в их душах. Нет-нет, чувства ещё впереди. И следующая ступень - запретные мотогонки, в которых этим героям суждено соединиться в единое целое. Обалдуй, не свернувший себе шею, приглашает на гонки подругу Баби Катину, которая, словно бабочка на огонь, с радостью стремится ко всему запретному. Никогда не подозревавшая о ночном мире Баби идёт сквозь шумную толпу, стремясь разыскать подругу. Здесь царит мир сверхскоростей. Стоит ли удивляться, что события развиваются столь же стремительно, как полёт мотоцикла по ночному городу. И Баби перед выбором: то ли отступить, то ли сесть на мотоцикл, приковав себя ремнём к парню, которого ненавидит. От ненависти до любви один шаг. Ненависть даёт чувствам вскипеть, чтобы под хлопьями ненужной пены довелось до полной готовности сладкое блюдо любви.
Первое свидание. Один из важных моментов в фильме. Отснято великолепно. Клубящаяся толпа. Лиричная песня. Баби, вступающая в танец одинокой, но гордой и непокорной. Ачи уже неподалёку. И его руки скоро лягут на тело Баби, чтобы танец продолжился вдвоём. А песня всё не кончается. Думаю, она и не закончится. Она всегда будет звучать в душе Баби, как нечто, что случается впервые и потом уже не забывается вовеки.
Каждая встреча нам для чего-то дана. Встреча с Баби даёт Ачи неожиданный толчок. Теперь мы видим его с другой стороны, как неподражаемого выдумщика и удивительного фантазёра. "Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам" - это явно не о нём. Баби ещё суждено проснуться и увидеть на потолке своей спальни приклееный снимок с запретных гонок, где на мотоцикле она и Ачи в едином рывке, в едином стремлении.
Если за спиной Ачи обширный опыт, то для Баби всё происходит впервые. И перед нами ещё один важный момент, где символично отражены мечты любого парня и любой девушки.
- Хочешь, я буду первым? - осторожно спрашивает Ачи.
- И последним, - решительно заканчивает Баби.
Две мечты, слившиеся единым предложением.
Всё столь прекрасно, что Баби признаётся, будто счастлива так, словно побывала на небесах. Чувства разительно меняют даже Ачи. Именно он изрекает ту самую фразу, что стала названием фильма: «А я еще счастливее… на три метра выше неба».
Но принцип "Жили они долго и счастливо" подходит для комедии. Здесь же драма. Жизнь не заканчивается ночью, проведённой вместе. Впереди у Баби экзамены и препятствия в виде нежелания матери видеть Ачи в своём доме. Проблемы Ачи устраняет с присущей ему манерой обаятельного злодея. Похитив щенка учительницы и угрожая его убить, Ачи вымогает для Баби высокий балл на экзаменах. К этому моменту зритель уже подготовлен не считать его злодеем. А вот если бы соперник Ачи в обладании звания "самый крутой по раёну" похитил бы Баби и угрожал её убить, если Ачи не сдаст первое место в гонках, это, наверняка, воспринималось бы вершиной подлости и злодейства. К счастью, режиссёру не надо идти на такой ход. К удивлению, Баби, влюблённая в Ачи, тем не менее, отказывается принимать помощь такого рода, заявляя, что расстаётся с Ачи.
За время фильма я искренне сочувствовал двум персонажам.
Первый - Густаво, новый сосед семейства Баби. Тот, кого мать Баби рьяно желает сосватать дочери. Откровенно не могу понять, зачем он берётся ухаживать за Баби. Ведь прошлое не зачеркнёшь. И он навсегда будет скован узами с человеком, живущим под лозунгом: "У меня был лучший парень в мире... но мне приходится жить с тобой". Жизнь Баби никогда не станет прежней: светлой, наполненной ожиданием яркого и безоблачного счастья. Тот же дом, такая же ночь, но вместо Ачи её обнимает Густаво. А по её щеке катится хрустальная капля горькой слезы невозвратимости. Это очень жизненный момент. "Теперь я замужем за другим. Ночью я часто просыпаюсь. Рядом спит муж, а я тихо и долго плачу..." Нет-нет, это не из фильма. Это откровение из газеты я читал ещё в прошлом веке, когда "Трёх метров" ещё в проекте не значилось. Но этот отрывок чужой боли подчёркивает жуткую реальность подобных ситуаций. И когда читаешь "Женщина любит всего один раз, а в остальных случаях она просто устраивает свою жизнь", стоит помнить, что в каждой шутке есть доля правды. И это сигнал для выяснения при построении отношений, кто ты: любимый и единственный... или просто тот, с кем "надо же как-то устраивать свою жизнь".
Второй персонаж - чёрненькая стервозина, бывшая девушка Ачи. Больно смотреть, как она теряет свои позиции, как отчаянно старается удержать парня, но всё тщетно. А ведь в её жизни, наверняка, были те же самые "три метра над уровнем неба". Только выраженные другими словами. И теперь непоправимо разрушенные. Это вовсе не значит, что я на её стороне. Но могу ли я обвинять её, что именно она крадёт семейную реликвию из шкатулки матери Баби, заставляя девушку негодовать и разрушая и без того хрупкую идиллию наметившегося возвращения отношений.
Цепь трагедий перечёркивает возможность счастливого финала. Разбивается друг Ачи, оставляя в безутешном горе Катину. На восменадцатилетии Баби, куда прорывается Ачи, из-за нелепой случайности следует избиение Густаво, что делает Ачи персоной нон грата. И начинается, и заканчивается фильм кадрами с Ачи, чтобы мы поняли, насколько серьёзные изменения произошли в его жизни. Кураж и задор для Ачи позади. Теперь брат - не источник денег, а близкий и родной человек. Сам же главный герой собирается в Лондон, чтобы найти работу и тоже стать человеком. Именно это и подвигает его на великую финальную фразу: «Ты не можешь вернуть прошлое. К сожалению, некоторые вещи случаются всего один раз в жизни. И как бы ты ни старался, тебе никогда не пережить те же чувства снова, тебе больше никогда не подняться на три метра над уровнем неба…» Серьёзное напоминание всем, кого влечёт путь Густаво, что не стоит начинать строить отношения с теми, чьи три метра над уровнем неба уже позади.
Светлая грусть. И где-то в душе щемит чувство случившейся трагедии. Одновременно и радуешься, что это произошло не с тобой, но чуть-чуть и завидуешь. Однако и надеешься, что тоже где-нибудь, непонятно где, непонятно когда и непонятно с кем, но обязательно найдёшь свои "три метра над уровнем неба".