Александр Платов "Толкучка"
"О России и для России" - значится тематика серии книг, которую я обнаружил в "Букинисте". Для тех, кого девиз не впечатлил, ниже дописали "Для любителей Хейли и Шелдона". Для тех, кто с первого раза не схватывает, в аннотации повторили "В лучших традициях Артура Хейли".
Из Хейли я читал только "Колёса". Не понравилось. Персонажи не моего плана. События не той значимости, которые бы в те далёкие времена затрагивали мою душу. Возможно, мне стоило начинать с "Отеля" или "Аэропорта". Но так получилось, что тогда мне сумели достать только "Колёса" (да-да, в те древние времена Хейли нельзя было ни купить, ни скачать, ни даже взять в библиотеке).
Если Хейли не нравится, зачем было покупать эту? Ну, во-первых, понравилась обложка (она под катом). Магнитная лента - мечта давно минувших лет. И диски, диски, диски... А во-вторых, десять рублей - не та сумма, ради которой стоило отказываться от покупки книги, привлекшей хотя бы обложкой.
собственно, мысли о сюжете и прочем...
Стержень повествования - борьба Никиты и Шамиля за чувства девушки по имени Ольга. Никита - продавец "левых" кассет на рынке. Шамиль - хозяин рынка, которому густо капает профит с этого направления. Ольга - бюджетница на кафедре иностранных языков. К сожалению, более о ней сказать ничего не получается, так как её внутренний мир так и остаётся загадкой, что для Шамиля, что для Никиты, что для читателя (если последний всё же желал прояснить данный вопрос). Складывается впечатление, что внешность у неё привлекательная. Собственно, по этой (видимо) причине автор решил не тратить лишних сил на выписывание каких-то образов, желаний, мечтаний и мыслей этой юной особы. Для данного произведения Ольга - Цель, Награда, Добыча. И в этой роли она смотрится адекватно.
К сожалению, отсутствие внутреннего мира являет собой не только Ольга, но и Никита. Весь день он торчит на рынке. Но в те долгие часы, пока покупцы не тиранят его вопросами, он явно не являет собой образец Мыслителя. Конечно, моё мнение подпорчено героями Виктора Пелевина. Это у него любой продавец, милиционер, пассажир или чиновник ежеминутно озабочен вопросами мироздания, вселенной и прочей метафизики. И от этого его род деятельности становится вторичен. Первично становится не "бытиё", а именно "сознание".
Вот этого "сознания" героям "Толкучки" не достаёт. Да, нам покажут, что Никита положителен по сути вещей. Да, нам преподадут нехитрый урок одурачивания покупцов. Да, Никита в борьбе за Ольгу проявит себя смельчаком и храбрецом. Но герой интересен со стороны разве что в боевиках. Кому какое дело, что там в мозгах у Терминатора, когда тот разносит полицейский участок? Но в книге, на которой табличка "Для любителей Хейли и Шелдона", герой обязан иметь интересный внутренний мир.
Шамиль с его метаниями смотрится куда рельефнее, чем Никита. Особенно, когда прибывает его кавказский брат Ахмет - личность верная, незамысловатая и крайне схожая с СергейБодровским "Братом" по мыслям и действиям. Конечно, Шамиль рисовался как отрицательный герой. Но его хотя бы уважаешь, пока к концу сюжета он стараниями автора не превращается в параноика. Мыслей у него негусто, но ощущения жизни всё же переданы читателю так, что тот может нарисовать хоть и смутный, но образ.
Большое, прямо-таки громадное спасибище автору за то, что тот избежал штампов любого сериала в ходе развития отношений этого треугольника. Ольга не легла и не собиралась ложиться под бизнесмена. Шанса красиво соблазнить её или взять своё силой автор Шамилю (хотя тот всё время это планировал) так и не предоставил. За это ему и благодарность, ибо героинь с поломанной судьбой и пресловутым "правом на ошибку" миллионы, и мне они осточертели до самой крайней степени. Если девушка стойко остаётся порядочной к финалу произведения, то это уже чисто мои хорошие впечатления от прочитанного. А зачем читать книги, как не за поиском хороших впечатлений.
Итак, остаётся сама Толкучка, как Мир. "Действия сюжета могло происходить на любом рынке..." - благоразумно наводит тень автор. Но речь - безусловно!!! - идёт о "Горбушке". О той легендарной "Горбушке", которая располагалась под открытым небом в зелёном парке вокруг дома культуры имени Горбунова (отсюда пляшет её народное имя). К сожалению, автор показал её очень фрагментарно. Тему торговли "левыми" фильмами автору раскрыть всё же удалось. Но "Горбушка" - это не только фильмы. Это целый ряд товаров, относящихся к аудио- и видеоиндустрии тех времён. Товаров удивительных, невесть как там оказавшихся со всех уголков планеты. Именно на "Горбушке" я отыскивал редкие экземпляры для своей коллекции аудиокассет. Какие-то я встречал только там и больше нигде в мире. Интересно было бы проследить нити, пути и причины появления этих товаров. Цепочку их поиска и доставки. Но (видимо) эта паутина связей осталась неведомой и автору. Поэтому сразу переходим к теме "Почему это не Хейли". Да, "Колёса" Хейли мне не понравились. Но я не могу отрицать, что попутно с раскрытием характеров героев мне подробно представили, как новая модель автомобиля проходит нелёгкий путь от идеи до серийного производства. Здесь же цельной картины нет. Есть взгляд на рынок Никиты. Есть взгляд на рынок Шамиля. А процесс образования рынка на пустом месте и его этапы его эволюции - всё это показалось автору неважным.
| |
Финал повести откровенно глянцевый. Покидающий Россию Шамиль задорого покупает в аэропорту фирменную кассету с "Крестным отцом", но в футляре (а вы как думали?) обнаруживается левенькая кассета с поганой копией. Никите же, как Иванушке-дурачку, сваливаются в руки огроменные деньги (он приватизирует дипломат, в котором по мнению Шамиля лежит бомба, но реально там пачечки долларов). Так что за будущее Никиты и Ольги читатель может не беспокоиться. За будущее Шамиля, впрочем, тоже.
Подбивая итоги...
Кому стоит читать эту повесть? Тому, кто хочет поностальгировать о годах, когда рынок был спонтанным, и в этом водовороте крутились странные вещи. Тому, кто хочет полистать альбом воспоминаний, как лично ходил по аллеям "Горбушки". Того, чей взор перестал услаждать освобождённый парк, когда весь рынок по велению мэрии переехал в цивильные корпусы завода "Рубин", переставшего выпускать одноимённые телевизоры.
Остальные (как и советует обложка) могут смело переходить к Хейли (и Шелдону).