Если бы мне поручили провести аналогию между русскими и японскими сказками, это не составило бы мне труда. Оказывается, главные герои сказок весьма схожи хоть у нас, хоть в Японии. Различаются лишь имена и декорации. Но характеры и стартовые точки на удивление совпадают.
читать дальше
Вспоминаем незабвенную сказку Ершова "Конёк-Горбунок":
За горами, за лесами, За широкими морями, Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Строки, знакомые с детства, не вызывают отторгающих ассоциаций: всё близко и понятно. Посмотрим, как начинается сказка Японии схожего содержания: Давно-давно далеко в горах, в деревне, жил старик, и было у него три сына. Старший силой похвалялся, средний - умом, а младший глуп уродился: ноги в тёплый пепел засунет и спит день-деньской у очага. Вдобавок и ростом не вышел. А потому прозвали его Малыш Тар'o. Однажды выжег старик лес на горе, землю распахал и решил её бобами засадить и просом засеять. Бросает семена в землю, а сам приговаривает: - Сажаю я боб - Тысяча вырасти! Посажу второй - Десять тысяч вырасти! Засеял поле, вздохнул с облегчением, стал урожая ждать. Однако не тут-то было. Как зазеленело поле, примчалось из лесу стадо оленей, поле вытоптало, побеги объело. Собрал старик сыновей совет держать, и решили они построить сторожку - по очереди поле стеречь. |
Возвращаемся к "Коньку" и читаем:
В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Мужички такой печали Отродяся не видали; Стали думать да гадать - Как бы вора соглядать; Наконец себе смекнули, Чтоб стоять на карауле, Хлеб ночами поберечь, Злого вора подстеречь. Плюс или минус сказке такое вот сходство? Я считаю, что это доказывает то, что люди, что на Руси, что в Японии сталкивались с теми же проблемами и бедами. И пережитое самим, неизбежно вызывает сочувствие, когда узнаёшь, что и другого эта беда не миновала. Как и русский Иванушка, японский Таро охотно идёт в дозор, чтобы посмотреть, какие чудеса приключаются на его родовом поле. Герои получают разные награды. Иванушке достаётся верный друг и волшебник в конском обличии. Таро находит поющую и пляшущую тыкву. Но мы уже снова ощущаем нечто единое, не сомневаясь, что волшебные существа изменят не слишком весёлую жизнь героев, которым мы уже начинаем сочувствовать. |
Почему героями выступают именно младшие сыновья? Потому что именно их будущее темно и незавидно. Ведь старшему сыну достаётся отцовское имение, среднему кое-что из движимого имущества, а младший обычно уходит из родового гнезда с пустыми руками в дальние земли, чтобы начать новую жизнь с нуля. И тут же вспоминается сказка из Франции "Жил мельник. Жил он, жил и умер, Оставивши своим трем сыновьям В наследство мельницу, осла, кота И... только. Мельницу взял старший сын, Осла взял средний; а меньшому дали Кота". Поэтому с младшим сыном обязательно должно произойти какое-то чудо, чтобы вселенская справедливость восторжествовала.
Повинуясь условиям сюжета, Иванушка с волшебным коньком отправляется на услужение Царю, а Таро с удивительной тыквой оказывается при дворе владетельного князя. Оттуда он и будет совершать вылазки в таинственные места, где свершатся удивительные приключения. Глупость, приданная героям в начале сюжета, таит в себе преимущества. Таро не знает чего следует бояться и чего страшиться. Два храбрых самурая, вооружившись до зубов, идут на битву с горной ведьмой. Но они вынуждены спасаться бегством, так как враг оказался сильнее. Таро не боится ведьму, он просто идёт к ней в гости, как к жителю гор, с которым интересно познакомиться.
Удивительная черта Таро в отсутствии корыстолюбия. Любой свой подвиг он совершает не за награду. Ему неведомо понятие "процент с прибыли". Он видит чужую беду и всем сердцем понимает, что так быть не должно. И ему нет разницы, кто страдает: старушка, маленький ребёнок или корова-чёрт. Он готов помочь любому. Удивительное неравнодушие отличает Таро от других людей, которые боязливо отказываются вмешиваться в то, что их не касается. Быть может, именно неравнодушие позволяет Таро договориться с любым инфернальным существом, которое остальные обходят за пять километров. Единственные, с кем у Таро нет договорённостей, это богачи. Богачи словно составляют отдельный класс общества, находящийся где-то между обычными людьми и зловещими демонами. Причём, по ходу сюжета выясняется, что от демонов порой куда меньше бед, чем от богачей. Неудивительно, что к концу сюжета богачи либо погибают, либо лишаются неправедно нажитого богатства. Демоны тоже либо уходят в мир иной, либо... перевоспитываются. Неравнодушие Таро позволяет разглядеть в демонах те чёрточки, которые могут принести пользу миру. Вот он встречается со зловещим Красным Чёртом, доставляющим неприятности всей округе. Что Красный Чёрт любит больше всего на свете? Играть на барабанах. И Таро не убивает Красного Чёрта, а закидывает его на небеса, где тот становится успешным учеником Громовника и обретает счастье, так как теперь его игра вписывается в картину мира, а не нарушает её. |
Есть у Таро и свой Конёк-Горбунок. Только его он отыскал не в поле. Это подарок японского Деда-Мороза, с которым в Новый Год Таро повстречался на горной тропе. Дед-Мороз быстро разглядел в Таро благородного юношу и дал ему волшебного коня. На этом коне Таро скакал по небесам и даже опускался к Морскому Царю в Подводное Царство. Существа, встречающиеся Таро, удивительны и разнообразны. Ярким пламенем сверкая, Встрепенулася вся стая, Кругом огненным свилась И за тучи понеслась. А Иван наш вслед за ними Рукавицами своими Так и машет и кричит, Словно щёлоком облит. Птицы в тучах потерялись; Наши путники собрались, Уложили царский клад И вернулися назад. |
Если прообразом русской Жар-Птицы выступала молния, то Огненная Птица, являющаяся героиней двух историй о Таро, явно списана с вулкана, поскольку живёт в высокой горе и швыряется раскалёнными камнями. Три года странствовал Таро, чтобы узнать о Живой Воде, которая может вернуть силу Птице, чтобы та могла взлететь и покинуть гору. Но и птица должна сделать свой выбор, отказавшись от золота и драгоценностей, на которых спала всю эпоху своего бессилия. Птица выбирает свободу и улетает, а Таро раздаёт богатства людям. Как и Иванушка, он женится на прекрасной княжне, но замок их невелик. Изведавший мир Таро понимает, что груда богатств не составила счастье Огненной Птице, а значит не подарит счастья и ему.
Подстилка из богатств роднит Огненную Птицу с Западными Драконами. Но не с восточными. Восточные драконы - это стихии. Чаще всего, стихии воды. Таро не зря зовётся сыном дракона. Он имеет полное право зваться именно так в одной из историй, ведь и об Иванушке написана не одна сказка. Нет-нет, его отец был обычным дровосеком. И мать была обычной крестьянкой, пока не превратилась в Дракона. Стать Драконом - это проклятие.
"Что было потом, не помню… Очнулась, смотрю: уже я не я, а страшное Чудище Водяное, и живу я в глубоком озере, а когда оно появилось - не знаю. И вспомнила я тут старую заповедь: "Тот, кто съест три рыбы один, станет чудищем водяным". Вспомнила я, да поздно. Тот, кто думает только о себе, не может быть человеком…"
Поэтому и Таро стремится быть не драконом, а человеком. И надо сказать, к концу любой истории это ему удаётся.
Быть может, есть где-то волшебное зеркало, по разные стороны которого смотрят друг на друга Иванушка-дурачок и Таро-сын Дракона. Быть может, если это зеркало станет порталом, им доведётся встретиться. Думаю, им будет что сказать друг другу. А после они отправятся вдвоём на новые подвиги. И кто-то сможет тогда написать сказку о приключениях Двух Братьев.