Rothenburg ob der Tauber - прелестный городок, чудесно сохранившийся с далёких времён, канувшего в лету рыцарства.
Рассказать много чего имеется И разбавить иллюстрациями.


Моё знакомство с городом началось с башни крепостной стены. Тогда я не знал, насколько велик город, куда меня забросило. "Возможно, - думал я, - больше ничего примечательного здесь не найдётся. Поэтому следует осмотреть башню внимательно, вдумчиво, тщательно".
Башня мне понравилась с первого взгляда. Было в ней что-то такое древнее, но не дряхлое, а могучее, вечное, не сдающееся перед любыми ветрами и временами.
Издалека камни, образующие башню, выглядели почти ровными однотонными кирпичиками. Серыми, словно стены хрущёвок, разве что потемнее. И только вблизи стало понятно, насколько они разные - эти "кирпичики".
Сквозь арку виднелась улочка, заполненная разноцветными домиками, похожими на царство кукол. Я не спешил. Вдруг это единственная такая улочка. И поэтому времени пройтись по ней более чем достаточно. Потом, не сейчас, оставим её на десерт. А пока можно любоваться и башней.
Лишь вблизи я увидел этот знак.
Отметку возраста - 1388 год.
Я не ожидал, что он столь велик.
На вид я давал ей не более четырёхсот.
От крепостной стены меня оторвать было практически невозможно. Я ещё не подозревал, насколько она велика. Думал, что в ней башен раз-два и обчёлся. Поэтому пристальное внимание уделял каждой башне, каждому камешку.

Я повернулся к улице спиной. «Пока, - думаю, - надо стену осмотреть. Она ведь НАСТОЯЩАЯ. По ней не только туристы ходили, но и защитники города - века назад - высматривая в бойницы полчища врагов».

Здесь совсем нетрудно чувствовать себя мальчишкой из повестей Владислава Крапивина. Ведь для этого надо совсем немного: старинный антураж и ощущение того, что жизнь переполнена приключениями. Когда я гладил шероховатые камни стены в этом тенистом закутке, во мне в избытке было и того, и другого.

Главное, не оборачиваться и не замечать современных машин, группку японских туристов, не выпускающих из рук наисовременнейшие цифровики, пластиковых стеклопакетов и витрин первых этажей. Это реально - не замечать. В награду сурово звучащий город Роттенбург незаметно подменяется иным, сказочным городом с певучим именем Рёттерхальм. Кажется, подожди чуток, как из-за угла выбегут мальчишки, знакомые по сто раз перечитанным страницам. Я узнаю каждого, а меня - ни один. Ведь у мальчишек свои дела, своя жизнь. Это их город. Город, по которому я хожу как гость. В чём-то даже незваный. Имею ли я право на внимание Настоящих Героев? Буду ли я стеснительно топтаться в стороне или стану другим? Тем, Кто Решится Подойти. И заговорить.
Наконец и улица дождалась моего внимания. Она невелика. Я боялся, что мой быстрый шаг сделает её ещё короче. Поэтому не ленился торчать у каждой витрины, опасаясь приближения момента, когда сказка закончится, я пройду под аркой дальней башни и снова окажусь в современности. Но пока ещё этот непередаваемый момент счастья не ускользнул, и я любуюсь ухоженными домиками и красными черепичными крышами.
Однако все мои грустные размышления на тему "Всё хорошее быстро кончается" благополучно обрушились. Ибо в арку башни, носящей имя "Белая", уже издалека было видно - нет, современности там (вроде бы) не предвидится.

Мысли повеселели, шаг заметно убыстрился. Меня переполняло невыразимое довольство, что приключения продолжаются.

Вот ступеньки… Куда они меня приведут? Вот улочка затейливо изгибается… Что ждёт меня за её поворотом?

Эта арка - словно дверь в Новую Сказку (или, выражаясь современным языком, в сиквел - вторую серию того, что не могло оборваться на каком-то, вроде бы финальном моменте).

Город оставался по-прежнему загадочным и неизведанным, хотя я прошёл улицу (которую счёл главной и единственно значимой) практически до конца.

Словно смотришь фильм с ловко меняющимся сюжетом. Только что ты был уверен, что поставлена последняя точка. Ан нет, всё снова перевернулось с ног на голову, и впереди маячит ещё большая неизвестность.
Потянулись недлинные улочки, в переплетениях которых обнаруживались уютные площади, украшенные фонтанами.

Я не мог сказать, что перенёсся на машине времени далеко в прошлое. Настоящее то и дело напоминало о себе то автостоянкой, то рекламным плакатом "Пиратов Карибского Моря" на окнах затерянного в дворах кинотеатра.

И всё же душа подрагивала от ощущения необычности, будто прошлое и настоящее перемешались меж собой, как разноцветные квадраты на несобранном кубике Рубика. Прошлое и настоящее не воевали друг с другом, а мягко гармонировали, соединившись в единое целое. Старинные вывески на домах, башни, выглядывающие из-за крыш. И люди в современных костюмах, будто так здесь и надо.

Так я постепенно добрался до сердца Роттенбурга - ратушной площади.
Долго не мог поверить, что монументальное здание песчаного цвета, украшенное гербами и скульптурами, и стройная башня, словно вылепленная из особого, нетающего снега - единое целое, городская ратуша. Оказывается - это осколки двух времён, прилепившиеся друг к другу. Пожар, уничтоживший восточную часть старой ратуши, пощадил колокольню и освободил место для комплекса, появившегося здесь уже в шестнадцатом веке. Диву даёшься, как архитектору было не лень придумывать и рассчитывать многочисленные окна и карнизы, а потом взять и встроить центральную и угловую башни, которые сейчас смотрятся младшими сестрами той, что уцелела с тринадцатого столетия.

Это ратуша во всей красе. Чуть было не написал "ратушная площадь", но площадь изобилует множеством достопримечательностей, к некоторым из которых я вернусь позже. Пока предлагаю просто полюбоваться этим величественным зданием, которое не перестаёт совершенствоваться и достраиваться. Так, к примеру, арочная часть фасада в стиле барокко - это уже визитная карточка конца семнадцатого века.

Сюда приходят со всех концов Роттенбурга многочисленные туристы. И отсюда же начинает в сумерках свой путь загадочный Тёмный Стражник, ведущий экскурсию по ночному городу.
За Башней Святого Марка, располагается красивая Рёдерская арка, увенчанная изящной зелёной шапочкой и кубиком часов.

Но я не мог оторвать взгляд от самой башни. Любая вытянутая ввысь четырёхскатная крыша на башне - это для меня прикосновение к Чехии, где таких вот шедевров множество. Здесь же такой образчик в единственном экземпляре.

В отличие от меня для горожан этот вид был далеко не праздничным. Прислонившееся к башне Святого Марка мрачное приземистое здание с зарешеченными окнами представляло собой городскую тюрьму. Сейчас назначение здания имеет гораздо более мирный оттенок - там расположился архив Роттенбурга.
Горожане предпочитают любоваться этими зданиями вот с этой стороны, там, где Рёдерская арка с пикообразной башенкой представлена во всей красе. Здесь же находится прелестный цветник у Рёдерского фонтана, к сожалению, на фотографию не влезшего.

От Рёдерской арки до ратуши несколько минут пешего хода. Поэтому трудно поверить, что арка с башней Святого Марка входили в состав городских оборонительных укреплений, которые опоясывали совсем ещё крохотный городок Роттенбург в двенадцатом веке.

Сейчас это самый центр и одна из самых красивых городских улочек, где расположены магазины и прелестные отели, один из которых греется на солнце, подперев собственным боком Рёдерскую арку.
Кузница Герлаха - одно из красивейших зданий города, от которого под острым углом разбегаются две улочки. Герб с коронованной змеёй, обвивающей молоток и клещи, заставлял задуматься о том, кто же жил в этом доме? Быть может, доктор? Ведь змея с древности - символ медицины. Когда из путеводителя узнал разгадку (кузница), то не мог поверить. По моим понятиям кузница - нечто обугленное, закопчённое, продуваемое всеми ветрами. А тут такое великолепие и чистота.
Та же кузница ("с изящным фахверковым фронтоном", как написано в путеводителе) только в комплекте с Рёдерской башней. Практически - одна из фирменных открыток Роттенбурга. Осталось лишь заменить сверкающее на солнце авто жёлтой четырёхколёсной повозкой, запряжённой парой гнедых лошадей.
Это каменные фигуры в парке "Бурггартен", что находится за пределами старого города у Крепостных Ворот. Его можно сравнить с миниатюрным Версалем. Точно также ухоженная часть с цветниками и статуями резко переходит в дикую, заросшую мощными великовозрастными деревьями. Здесь, как и в Версале, тоже стоял когда-то только не дворец, а укреплённый замок-крепость графов Роттенбургских. К сожалению, землетрясение 1356 года разрушило его практически целиком. Устояло лишь главное здание, ставшее к нашему времени мемориалом солдатам, павшим в двух мировых войнах.
Крепостные Ворота (Бургтор).

Башня украшена гербами Роттенбурга и Имперским орлом. Похожий орёл растопырил крылья и над воротами, но он уже не федерального, а местного значения - герб графов Роттенбургских и Комбургских.

На строении у башни тёмными глазницами пялится рельефная маска. Через её рот лилась горячая смола на тех, кто решил взять город штурмом.

Башенки на переднем плане - так называемое "угольное ушко". Такие сооружения позволяли при закрытых главных воротах пропускать внутрь строго по одному человеку.

С наступлением темноты входить и выходить из города позволяло лишь особое разрешение городского совета.

Башня Крепостных Ворот - самая высокая башня в городе, поэтому её пришлось фотографировать издалека.
Клинковая башня, верх которой напоминает уличный фонарик, считается самой красивой башней из всех башен Роттенбурга. И я не стану спорить. Я открыл её лишь на второй день пребывания в городе. Но, увидев, тут же влюбился и где-то в душе тут же короновал её, возвеличив над остальными. Башня высится над одноимёнными воротами, за которыми расположена церковь святого Вольфганга, при осаде превращающаяся в мощный оборонительный бастион.

Клинковая башня - символ того, что всё меняется к лучшему. Такой вид она приобрела всего двести лет назад. А до этого на её месте высилась другая башня - неказистая и угрюмая. Но время подкосило её, и она постепенно обрушилась. Времена диких штурмов и продолжительных осад уходили в прошлое. Поэтому при восстановлении башни жители постарались ей придать не только обороноспособность, но и максимум изящества.
Я знал, что стоит пройтись от башни вдоль по Клинковой улице. Поэтому, уделив церкви не слишком значительное внимание, поспешил к центру. И не прогадал, так как добрался до ещё одного примечательного места. Это сейчас технологии позволяют возводить балконы практически на пустом месте.

В шестнадцатом веке балконы были редкостью, поэтому первый появившийся в городе балкон с башенкой тут же занесли в городские достопримечательности и присвоили ему поэтичное имя "Огонёк". В жизнь бы не додумался, что его можно назвать так. Но кто знает, может в те времена краски, что кажутся сейчас тускло-бурыми, сияли не потревоженными дождями и пылью алыми тонами с золотыми проблесками украшений.

Сейчас "Огонёк" - один из главных фотосюжетов города. Разумеется, и я не мог устоять от соблазна оставить его себе на память.
"Глазастый дом". Так я его называл. Он расположен в одном из дальних углов городка, но видится практически отовсюду. Или я замечал лишь его, мечтая заглянуть в его глаза с близкого расстояния. Наконец, мне это удалось. Очередная извилистая улочка вывела меня прямо к его крыльцу.
А официальное его название - "Лошадиная Мельница", ибо её жернова приводились в действие не ветром и не водой, а с помощью конной тяги. Находясь под защитой крепостных стен, она с успехом заменяла все мельницы округи, если те захватывались врагами.
Сейчас здесь расположена молодёжная гостиница, так что о тишине, по-прежнему, можно лишь мечтать.
Плёнлейн - район, возникший во время первого расширения города. Произошедшее от латинского "planum" (ровное место) название совершенно не соответствует действительности. Можно, почти не замечая наклона, тихонько идти вниз к Зиберской башне - Южным воротам города, давно превратившимся в центральную его часть. А можно свернуть правее и уйти по крутому спуску к Кобольцелльским воротам (на этот снимок не влезшим).

Кобольцелльские ворота - это маленькое чудо. Если пройти через них вечером в полном одиночестве, медленно поднимаясь к городу из долины, то чувствуешь себя средневековым странником, добравшимся после долгого пути до большого города. Решётка уже поднята - входи. Но стражники ещё прячутся, осторожно оценивая тебя в бойницы. А впереди мерцают огоньки первых городских кварталов.
Это вид на Южные ворота со стороны Госпитального квартала. Жёлтый домишко на переднем плане отстроен в 1220 году и благополучно дожил до наших дней. И почему-то кажется, что простоит он на этом месте ещё ничуть не меньше.

При расширении города Зиберская башня утратила оборонительное значение, но превратилась в пристанище мастеровых. В арке до сих пор работает лавка, где можно приобрести предметы домашнего обихода. Новоделы, но выглядящие, словно башню и их создали в одно время.
Святой Георгий на главном фонтане города.
В те времена фонтаны были необычайно дороги.
Однако, горожане не поскупились.
Обладая глубиной колодца в 8 метров,
фонтан имел запас воды в сто тысяч литров.
Этого вполне хватало для тушения пожаров.
Его вода также использовалась при осадах.
"Дом пирующих господ" или в другой версии "Трактир господ советников". В переводе на наш язык "средневековый элитный клуб с жёстким фэйс-контролем на входе". Здание предназначалось исключительно для пиршеств членов городского совета.

Снимок сделан в полдень, когда в двух окнах развёртывается кукольное представление главной городской легенды. Если верить ей, то 31 октября 1631 года город был спасён от разрушения пивной кружкой и необычным поступком. В этот день войско имперского советника прорвало защиту свободного города Роттенбурга. Сам советник на ратушной площади разбирал награбленное, в то время, когда женщины и дети молили его о пощаде.

Внимание победителя привлекла огромная пивная кружка объёмом в три литра с четвертью. "Что за безделица, - рассердился советник, - да если б нашёлся хоть один человек, который в один заход способен выпить её до дна, я бы не стал жечь город". Желая защитить жителей, бургомистр вызывался сделать это. Он наполнил сосуд благородным франконским вином и выпил!

В правом окне как раз запечатлён факт пития, а в левом имперский советник восхищённо кивает головой. Согласно легенде единственным действием "Волшебного напитка" (как окрестили этот сорт вина местные жители) стал лишь трёхдневный сон.
А это дом главного архитектора. На его фасаде фигуры, олицетворяющие семь добродетелей и семь смертных грехов средне-вековья. Долго я не мог решить: кто есть кто. Но потом поместил грехи сверху, добродетели снизу. На моё мнение повлияла фигура женщины с детьми в нижнем ряду и фигура с огромной ложкой (обжорство) в верхнем. Но правильна ли моя расстановка грехов и добродетелей, не знаю до сих пор.
Все занимательные места в этот отчёт не вошли. В городе много музеев.

И есть совершенно сверхъестественный по впечатлениям рождественский магазин Kathe Wohlfahrt, заслуживающий отдельного рассказа. Пожалуй, я расскажу о нём поближе к Новому Году.

И упомянуты не все крепостные башни из тех, что заслуживают внимания. Тем не менее, общее представление об этом прелестном городе составить можно.

Ну и напоследок две панорамы Роттенбурга, сделанные с обзорной площадки ратушной колокольни.


@музыка: Images - Love Emotion, переходящее в Lian Ross - Say You'll Never

@настроение: Ожидательное