12:33 

Немного о самой высокой башне города Ганновера. Кто видел - тот знает :)


изображение


Главную Евангелическо-лютеранскую церковь Ганновера построили в XIV веке. Так как на площади перед ней располагался рынок, то помимо официального имени она быстро обзавелась более кратким, обиходным, народным — Marktkirche (Рыночная церковь). Под этим именем она известна и по сей день. На тот момент современная столица Нижней Саксонии была не таким уж великим городом. Поэтому, в связи с непрестанной угрозой нападения, поселение было окружено крепостной стеной, а ныне узенькая река Leine предоставляла воду для весьма немаленького рва, заметно повышавшего степень обороноспособности. Оцените башню на макете города тех времён. Правда же, она кажется Осью Мира?

изображение


Место для строительства выбрали неслучайно. Ещё в 1125 году здесь был возведён храм, получивший в качестве покровителя Святого Георгия — легендарного святого, вошедшего в историю, как победитель дракона. Святой Георгий почитаем во многих странах. В России же о нём знает каждый, кто держал в руках монетку в 10 или 50 копеек (на их аверсе, а ранее и на пятикопеечной монете и копейке) как раз изображён миг победы, когда копьё Святого Георгия пронзает дракона. Дабы не обижать одного из самых значительных из святых, его имя решили оставить и новому храму. Однако к Георгию добавили Якова, который был в средние века невероятно популярен среди паломников и торговцев (если кто успел забыть, храм возводился возле рынка).

Если театр начинается с вешалки, то церковь Святых Георга и Якоба началась с витражей. Именно витражи для будущей церкви были созданы ещё до строительства. Их изготовили к 1340 году. В 1344 году в связи с монументальностью проекта будущего здания был кликнут призыв к горожанам не оставаться в стороне. К 1347 году была собрана сумма, которая (вроде бы) должна была покрыть все расходы, и строительство началось. В те времена масштабные проекты растягивались на десятилетия. Поэтому те, кто сдавал деньги, вполне могли не увидеть законченное здание. В 1368 строительство остановилось. Но не потому, что был уложен последний кирпичик, а в связи с отсутствием финансирования.

Надо сказать, первоначальный проект был грандиозным. Для того времени получалась едва ли не Вавилонская Башня. Но, угодив в финансовый тупик, горожане оказались перед дилеммой: или вместо церкви остаётся постепенно разрушающийся остов, или строительные работы быстро сводятся на нет, основываясь на том, что уже готово. Был выбран второй вариант. Вместо витиеватого верха легли обычные скаты, над которыми взметнулась узенькая башенка. Пословица «Не было счастья, да несчастье помогло» сработала здесь удивительным образом. «Экономичный» окончательный вариант колокольни произвёл столь приятное впечатление, что его впоследствии откопировали и при строительстве других церквей.

изображение


Взметнувшаяся в небо колокольня сразу оказалась самым высоким зданием Ганновера и оставалась таковым до недавнего времени. Некоторые сайты утверждают, что и поныне в столице Нижней Саксонии нет ничего выше. Однако меня берут вполне понятные сомнения, когда в поле зрения оказываются современные высотные жилые комплексы. Разберём тактико-технические характеристики.

Длина церкви (вместе с башней): 61.5 метр.
Общая ширина: 26,6 метров.
Высота карнизов: 19 метров.
Высота башни: 97,26 метров (а с флюгером и все 98).
Ширина нефа: 8 метров (в проходах 5,4 метров).

В чём Магия этого места? Современному человеку это понять непросто. Для этого надо было родиться в те давние годы, жить в крохотном домишке, ходить по узеньким улочкам. Твой мир измерялся малыми величинами. Кроме воскресенья. В этот день ты переступал порог необычного дома. Всё в нём было не так, как в окружающей жизни. Ты оказывался в грандиозном каменном зале. И если поднимал глаза вверх, то видел не потолок, а небеса, сложенные из кирпичей. Масштабность церкви служила определённым целям: убедить тебя в собственных ничтожных размерах и через убеждение показать, что где-то вокруг витают Высшие Силы, распоряжающиеся каждым твоим поступком, каждым твоим желанием, каждой твоей мыслью. Современный человек заходит в храм подивиться, оценить внутреннее убранство, раскрасить день неизведанным впечатлением. Поэтому сейчас часто можно встретить лозунг: «Церковь — не музей, а твоё место встречи с Богом». Грандиозные масштабы помещения придавали веру почти любому, что он пришёл в гости к чему-то великому, неизмеримому, высшему. Часы воскресной проповеди средневековый горожанин проживал в ином мире. Поэтому и внимал священнику, как проводнику голоса тех сил, которые дозволили зайти в свои пределы.

изображение


Город перестраивался. Исчезали одни здания, появлялись другие. Не обошлось без перемен и на рыночной площади. Когда рядом возвели здание Ратуши (ныне «Старая Ратуша»), вместе с ним церковь образовала архитектурный ансамбль в стиле «Кирпичная Готика». Цитируя Википедию: «Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен».
Действительно, в этом здании архитектуру образует кирпич. Единственной заметной скульптурной группой является композиция, где с одной стороны Георгий, напрягаясь из последних сил, добивает дракона, а с другой стороны Святой Якоб куда-то торопливо выдвигается в компании скелета. Зато орнаментов, созданных кирпичной кладкой, вполне достаточно для взоров пытливого изыскателя. Интересными деталями башни являются огромная шестиконечная звезда (Щит Давида) и не уступающая ей в размерах перевёрнутая пентаграмма.

изображение


Вторая мировая война едва не оборвала существование Рыночной Церкви. Здание было серьёзно повреждено в ходе авианалётов союзников в 1943 году. Ставился вопрос о снесении. Но воспротивившиеся горожане отстояли здание, по которому долгие годы определяли силуэт города, как по Эйфелевой башне определяют Париж. Здание вписали в городскую программу реконструкции и к 1952 году восстановили в изначальном виде. Глядя на тёмные кирпичи башни, даже не верится, что многие из них легли в шеренги стены не так уж давно.

Сейчас на рыночной площади нет торговых точек. И даже городской центр переместился, ныне замерев на полпути от церкви Святых Георга и Якоба к главному железнодорожному вокзалу. Но в тёмные декабрьские вечера здесь снова появляются лотки и палатки, в которых загораются цветные нежные огоньки. Начинаются рождественские базары — с пряниками, с глинтвейном, с ёлочными игрушками. В такие вечера, когда в шумной и радостной толпе идёшь меж рядов этого временного рынка, чувствуешь себя средневековым путником, только-только вошедшим в большой, ещё неведомый город. Покусывает холод. В уши забиваются вихрящиеся мелодии. Откуда-то летит запах свежей сдобы и ванили. И везде огни, огни, огни. А над рынком высится великан из красного кирпича. И если вырваться из рыночной круговерти и медленно войти под своды церкви, то кажется, что вот-вот ухватишь эту странную магию, которую так хорошо чувствовал житель средневековья: ощущение, что где-то рядом есть что-то большое и невидимое, но всеобъемлющее. И знающее о каждом твоём поступке. Каждом твоём шаге.

изображение


URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Замки, башни и коты

главная